Форум » Досуг » Мифы, легенды и их отражение. А так же привидения, лешие и прочая нечисть. » Ответить

Мифы, легенды и их отражение. А так же привидения, лешие и прочая нечисть.

Пантера: Короче, если вы встретились с упоминанием о кикиморах, леших или домовых. Может, в этой теме обсудим? Все эти создания могут существовать реально, поскольку столько о них уже написано... Обсуждаем Дополнение: так же можно обсуждать аномальные зоны, параллельные миры и прочее. КОРОЧЕ, ТЕМА О НЕПОЗНАННОМ

Ответов - 75, стр: 1 2 3 4 All

Aranel: Есть вопрос: кто такие лесавки? Одни говорят, что лесные девы, лесные русалки. Другие - что маленькие пушистые существа (как ваши хухи).

Железный дровосек: Мавок знаю, лесавок - не слышал...

Aranel: А берегини? По Далю, то же, что русалки. Мне всегда казалось, что это духи ВОЗДУХА, вроде европейских фей и эльфов. А русалки ближе к нимфам (водным и лесным).


Ellie Smith: Не исключается тот факт, что в ВС были и привидения. Сколько странных вещей там происходило.

Железный дровосек: Aranel пишет: А берегини? По Далю, то же, что русалки. Мне всегда казалось, что это духи ВОЗДУХА, вроде европейских фей и эльфов. Берегини - они ближе к римским гениям.

Железный дровосек: Хотя, есть две трактовки...

Ellie Smith: Римские и гении - понятия разные, што-ль?)

Aranel: Железный дровосек пишет: Берегини - они ближе к римским гениям. А воздушные девы - вилы (самодивы)?

Железный дровосек: А с каких это пор они воздушные? Это южнославянские духи, связанные скорее с водой, но в общем примерно аналогичные греческим нимфам. Кстати, они - прототип поттеровских вейл.

Ellie Smith: Железный дровосек пишет: А с каких это пор они воздушные? Это южнославянские духи, связанные скорее с водой, но в общем примерно аналогичные греческим нимфам. Кстати, они - прототип поттеровских вейл. Сейчас я ниче не поняла что ты сказал..)) Что ты имеешь ввиду??

Железный дровосек: Я про вил.

Aranel: Железный дровосек пишет: прототип поттеровских вейл. Я в курсе.Железный дровосек пишет: А с каких это пор они воздушные? Очень даже воздушные. Книги читать надо.Железный дровосек пишет: аналогичные греческим нимфам. Кто аналогичен нимфам - так это русалки. А вилы, к вашему сведенью, ЛЕТАЮТ.

Ellie Smith: Железный дровосек пишет: прототип поттеровских вейл. Что имеешь ввиду?

Aranel: Как что? Славянских вил. Вила, самовила, самодива, также полудница. А сейчас я по мифологии исследование пишу. Решаю спорные моменты с Семарглом, Ладой и Лелей, теми же берегинями и т. д.

Железный дровосек: Aranel пишет: Очень даже воздушные. Книги читать надо. Помимо солнца, много песен посвящено "виле – фее лесов и вод"(авт.). В ее делах и поступках прослеживается сходство с русской бабой – Ягой, но вила красивая женщина с длинными волосами и в белом, до пят, платье. Оружием ей служат лук со стрелами и волшебный пояс или платок. «…Платки с золотым краем, Зеленый девичий пояс…» (Пастух Стоян и самодива) Вила похищает людей и приносит много бед народу. «Возводила самовила, Возводила стройный терем, Между небом и землею Возводила, в черных тучах. Что ни столб – юнак пригожий, Как закладывала стены, Бревна – девы белолички, Как стропила городила – Черноглазые молодки…» («Терем самовилы») Она наводит порчу не только на людей, но и на лес. Запирает воды, творит зло всему живому. «…Спрятала она ручьев двенадцать, В дерево сухое заключила…». (Королевич Марко и Вида-самодива). Она легко перевоплощается, но и ей свойственны человеческие чувства. «…Рабро – юнак оборотился: Перед ним была не старая юда, А юная стояла девица, Первая любовь* его стояла…» («Рабро – и старая юда»*) Лесная нечисть хорошо знает лес, травы и иногда помогает людям. Они лечат раненого юнака, и даже могут наделить его силой, но за это он должен им сослужить службу (это мы видим и в русских сказках). В песне « Молодица на жатве и самодивы» лесные няньки качают в колыбели ребенка. Но такая помощь, как правило, заканчивалась трагично.* «…Говорит Драганка дивам, Трем дивам, трем самодивам: «Не одна я ее жала, Не одна и дожинала. Это вы со мною жали, Первая брала колосья, А вторая сноп вязала, Третья же дитя качала». («Молодица на жатве и самодивы») Вилы. Вилы (самовилы). Женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами в легких одеждах, проживающие в горах. Вилы имеют крылья, они летают как птицы, владеют колодцами и озерами, способны «запирать» их. Вилы - женский мифологический персонаж южных славян (болг. самодива, самовила, юда, макед. самовила, серб., хорв., словен. vila), по ряду признаков сходный с восточнославянской русалкой и западнославянской богинкой. Вила преимущественно представляется как красивая длинноволосая девушка, в белых одеждах, босая, часто с крыльями. Считают также, что Вила невидима днем, ее можно увидеть только в полночь. Вилы - крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Носят длинные волшебные платья. Ноги с копытами. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Могут лечить, предсказывать смерть. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы- сербские русалки. Обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное. Чехи против недугов, которые подобно чер-вям подтачивают жизнь человека, произносят такой заговор: «Byla panna Maria prečista, měla tri vlastni sestricky (вариант: svatá Lucie tri dcery mela): jedna předla, druhá vila, treti (motalai) na škrkavky žehnala, žehnala srdecnim, jaternim, pličnim, krevnim, strevnim (заклинала червей в сердце, печени, легком, в крови и кишках) té a té osobě, aby jī masa nejedly, krve nepily, a té osobe pokoj daly». Эти три девы, из которых одна прядет, другая вьет, а третья мотает, суть вилы, о сродстве которых с тремя ве-щими пряхами (девами судьбы) будет сказано в главе XXV. Сила врачевать болез-ни принадлежит вилам, как обладательницам живой, целющей воды, как дожденосным или водяным девам. Немецкие саги заставляют белых жен восседать около це-лебных ключей и колодцев (heilquellen, gesundbrunnen); а по шотландскому преда-нию, лекарственные злаки указала морская жена. Сверх телесной крепости и здра-вия живая вода наделяет еще даром предвещаний и высшего ведения и чрез то не-обходимо становит облачных нимф в разряд вещих или мудрых жен (weise frauen, weissagerinnen). Всякая вила есть пророчица и чародейка; она знает будущее и, со-стязаясь в мудрости, легко побеждает своих противников: слов, vilenik — колдун, vilenisctvo, vilensztvo — колдовство. Бану Секуле обещалась вила «три биља казат': прво биље — да ти љуба роди сина, друго — да ти с'абља cjeчe турке, треће — да си стиман (честен) у дружину»; а Марку-королевичу она предсказала близкую смерть. Оступился Шарац, и полились из глаз его слезы; спрашивает Марко-королевич: что бы это значило? И отозвалась ему вила с горы: «жалеет тебя добрый конь! скоро вам расставаться: заболеешь ты, Марко, и умрешь «од Бога од старог крвника». Как будешь ты на вершине горы, посмотри справа налево — там стоят д'ве тонкие ели, а меж ними струится светлый ключ; сойди с коня, загляни в воду на свое лицо и уз-наешь, что тебя ожидает смерть». Послушался Марко, Наднесе се над бунар над воду, Над водом je лице огледао; А кад Марко лице огледао — Виће Марко кад ће умриjети. Этот горный колодец соответствует тем скандинавским источникам мудрости и предвидения, которые истекали из-под корней Иггдразилли, и особенно Urdhsbrunnen'y, возле которого обитали норны, определявшие течение жизни и смерть каждого человека. В старину многие с боязнию смотрели на свой отражен-ный образ. Вероятно, на гадании, с каким издревле обращались к водным источни-кам, основывается и позднейшее гадание зеркалом; доныне девушки, желая уви-дать своего суженого, смотрят или на дно колодца, или в зеркало. Самовилам приписывается запирание водных источников и похищение зрения. Вот свидетельство песни: Шетал3 Марко низ гора зелена, Що ми шетал три дни и три нокя, Ни можит вода да ми найдит, Ни запиет, ни да се измиет, Ни за себе, ни за бАрза коня. Паговори Марко кралевике: «Ворай горо, горо Димна-горо! Камо ти вода да се напиам, Не маш да пиам, ни да се измиам. Да би ми те ветар исушило! Да би ми те сонце изгорило!» Отвечает Марку-королевичу Димна-гора: «гай ты, Марко — добрый юнак! не кляни меня, а кляни старую самовилу, Що собрала седумдесет кла'енци, Да иснесла на вАрф на планина, Да прода'ат еден бардак вода ...... за цАрни-те очи». Когда услыхал это Марко-королевич, спрашивает он своего доброго коня: «Ай ти коню, мое мило добро! Али можиш ти да ме изнесиш, Да отепам стара самовила, Да растурам седумдесет кла'енци?» Конь несет его на вершину горы; витязь поражает самовилу, отмыкает семьде-сят колодцев и открывает их водам свободный исход. Точно так же и сербские ви-лы дозволяли юнакам пить из своих заповедных источников и поить оттуда ко-ней — не иначе как под условием тяжелой дани: На водици вила-баждарица Те узима тешку баждарину: Од юнака оба церна ока, А од кон(ь)а ноге све четыре. Подобно русалке, вила — существо, родственное светлым эльфам, и потому дан-ное ей имя сопровождается постоянным эпитетом белая: бjeлa вила. Этот эпитет, указующий на блеск, сияние и красоту, так же тесно сливается с словом «вила», как в нашем эпическом языке прилагательное красная с словом «девица», и вместе с тем свидетельствует о тождестве вил с белыми женами (weissefrauen, biele panje) германцев, чехов и моравов2. Вилы представляются юными, прекрасными, бледно-лицыми девами, в тонких белых одеждах и с длинными косами, распущенными по спине и грудям; в этих косах — их сила и даже самая жизнь; тело у них нежное, прозрачное, легкое как у птицы, очи блистают подобно молнии, голос — приятный, сладкозвучный. По свидетельству хорутанских сказок, косы у вил золотые, ниспа-дающие до земли, одежда — не только белая, но и золотая, с серебряным поясом. Беда человеку, который прельстится вилою! ему опостылеет весь мир, и жизнь бу-дет не в радость. Хваля красоту девицы, сербы и черногорцы сравнивают ее с ви-лою: «она хороша, как горная вила!» Наравне с русалками вилы обитают на горных вершинах, в лесах и воде и потому различаются на горных, лесных и водяных: а) горска вила (бjeлa вила из горе), b) вила од планине (vila planinkinja); гора в серб-ском языке означает и mons, и silva, а планина — гору, покрытую лесом (mons silvosus, bergwald). Горные вилы стануют по горам и устрояют свои «дворища» в пе-щерах, пропастях и ущельях; внутри жилье их убрано цветами и зеленью и ярко сияет, как пресветлый рай. По другим рассказам, вилы живут в кристальных пала-тах, украшенных перлами, и владеют богатою золотою посудою. Наконец, с) vila vodena или povodkinja обитает в реках, озерах и студенцах, a morska devica (morska diklica), представляемая полудевою-полурыбою, — в глубине моря. По словам Ка-раджича, вилы поселяются «по великим планинама и по камењацима око вода»; они любят плавать, купаться, заманивать и увлекать на дно крестьянских девушек. Принадлежащие им источники (вилина водица) считаются заповедными; юнак, который напьется отсюда воды или напоит своего коня, платит тяжелую дань: сам он лишается очей, а конь его — ног. А летает - там многие летают, и лебеди, с которыми вил сравнивают, тоже.



полная версия страницы