Форум » Об авторах » Сухинов и его творчество - 3 » Ответить

Сухинов и его творчество - 3

totoshka: Что-то эта тема у нас не представлена отдельно (хотя и затрагивается в других темах)... Вперед, обсуждаем! ************************* 1 часть темы - здесь: http://izumgorod.borda.ru/?1-4-0-00000003-000-0-0 2 часть темы - здесь: http://izumgorod.borda.ru/?1-4-0-00000013-000-0-0

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

Way Foward: Да, и взрослого фэнтези очень много - тот же "Ведьмак", например. Волшебство ещё не говорит о том, что перед нами детское произведение, равно как и техника - что взрослое.

Руслан: Чтобы лучше понимать, откуда растут многие корни проблем Сухинова как автора, стоит заглянуть в серию «Петровский оборотень». Начнем с первой книги «Четверо против оборотня». Сразу предупреждаю, что будет сплошной пересказ сюжета, так что боящимся спойлеров лучше не читать. Главные герои – жители подмосковного поселка Петровское, четверо мальчишек. Ленька, Антон, Родик и Тема только что окончили 4 класс, на чем Сухинов сразу же прокололся полным незнанием школьных реалий, но об этом позже. Пока у мальчишек началось лето, которое Ленька, как условно главный герой, рад бы провести за чтением ужастиков, да родили роют яму под гараж. Нанимать рабочих не хотят, потому что их двор расположен на месте давным-давно исчезнувшего кладбища, и семье меньше всего надо, чтобы по Петровскому говорили, будто они живут на костях. В результате копают своими силами, и когда родители уезжают делить наследство умершего родственника, то просят сына не бездельничать, а поработать лопатой. Ленька не дурак изобразить Тома Сойера, поэтому впрягает остальных друзей рассказами о том, что на участке наверняка зарыт клад и пока родителей нет хорошо бы его найти. Те выкапывают чуть ли не котлован и находят серебряное колечко. В то время к ним приходит пожилая соседка и рассказывает история о том, почему кладбище забросили. Много веков назад в этих краях орудовала банда разбойника Васьки, имеющего личные счеты к владевшему Петровским боярину. В конце концов боярин вместе с дружиной банду выследили, порубили и трупы в болоте утопили, а раненого Ваську бросили на съедение волкам. Из-за этого душа Васьки переселилась в тело съевшего его сердце волка, и в округе появился оборотень. Васька в своей новой ипостаси перебил всю дружину, но жена последней его жертвы обратилась к ведунье. Та подарила женщине серебряный крестик, кольцо и цепочку, и силой этих трех предметов оборотня убили и похоронили на этом самом кладбище, которое после и забросили. Мальчишки, естественно, во всю историю не верят, и решают копнуть еще, вдруг кроме колечка там действительно клад. Вырывают ночью волчий череп и он превращается в призрачного волка. Тот бы и рад сожрать ребят, да силенок пока нет на людей напасть, хотя попугать умудряется. Наутро мальчишки узнают, что соседка при смерти. Оказывается, именно она потомок той жены дружинника, и в их роду хранится цепочка, а вот крестик давно увезен одной дворянкой в Москву. Оборотень придет за всеми тремя артефактами, чтобы вернуть себе силы, и соседка предлагает план – когда она умрет, мальчишки должны явиться ночью на кладбище. Её тело наверняка выкопает оборотень в поисках цепочки, и вот тут то силой кольца и цепочки вместе его можно победить, пока он еще слаб. Мальчики от такого плана выпадают в осадок, однако оказывается, что оборотень умеет колдовать и едва не выманивает у Леньки кольцо. Решив, что в живых он их все равно не оставит, даже заполучив артефакты, а взрослые не поверят, детки дожидаются смерти соседки и идут на кладбище. Там наславший на них морок оборотень поводил парней кругами, но они все-таки нашли могилу соседки, труп которой уже вытащен, и попытались изгнать оборотня – но не вышло. Каникулы заканчиваются, в округе появляются трупы животных, а в Москве разорили древнюю дворянскую могилу. Мальчишки с помощью школьного учителя истории, в котором Сухинов изображал себя, узнают, что это была подруга дочки боярина и методом нехитрого вычисления понимают, что крестик тоже у оборотня. Учитель предлагает сводить класс в поход на место захоронения ратников, сражавшихся с Батыем, те соглашаются. Во время ночевки Васька похищает и одного из них вместе с кольцом. Остальные трое бегут на выручку, находят все три артефакта в логове оборотня, но он тоже время не терял и реанимировал свою банду. Мальчишки удирают на холм, где когда-то похоронили ратников, и Ленька, по наитию воззвав к Богу, Матери-Земле и Ктулху духам предков, призывает души русских воинов. Те мочат и Ваську, и его мертвую банду – конец. И что я могу сказать по сему опусу? Во-первых, Сухинов пытался работать по Стайна с его детскими ужастиками, но совершенно неудачно. Первая проблема – это речь. Дети общаются шизофренично, по-другому не назовешь. То сюскающе, то по-взрослому. Характеры не выражены, хотя казалось бы, четыре персонажа, которые даже в шутку сравнивают друг друга с мушкетерами. Так дай им черты мушкетеров, или дай им четыре темперамента, или любые другие четкие отличия! Это же основа детских книг – каждый персонаж должен быть ярок. Здесь кроме Леньки я вообще не отличал, кто есть кто, потому что они могут спокойно прыгать с испуга в храбрость, то верить, то не верить в оборотня по три раза за сюжет, а беседы ведут обо всем. Оборотень сидит на краю котлована, а они то начинают каяться что все это из-за жадности, то вспоминают какую-то одноклассницу, которая умерла, то рассуждают, ради чего они жили, то орут оборотню «на, жри меня!», то обсуждают как родители отнесутся к их гибели. Все это вслух, в метре от оборотня. У меня возникло ощущение, что Васька не столько не мог их тронуть, сколько пытался понять, что за психи его раскопали и не лучше ли зарыться обратно. Идут в лес спасать товарища и обсуждают, дымятся ли лосиные кашаки, а если не дымятся, то чьи это там какашки дымятся. Если шутят, то натужно (если не вернусь – считайте меня отличником), обращение друг к другу «братцы»… Сухинов, видимо, вообще не понимал, как дети в 2000 году говорят, но зачем же ты тогда пишешь для детей? Фальшь лезет из каждого диалога. История с походом отдельная песня. Сначала автор не понимает, что 5 класс – это переход с начальной школы, новый классный руководитель, новые учителя, и описывает все так, будто дети вернулись после обычных каникул. И ранее читавшего предмет учителя истории у них не может быть – не читают в началке отдельно историю, там вообще отдельных учителей мало. Серьезно, любой родитель мог бы сказать ему, что это не так работает, но автор даже не пытается узнать то, о чем пишет. Затем учитель, в котором Сухинов видит себя, разглагольствует о том, как плохо было раньше в России в девяностые, и как хорошо, что пришел Путин, дети снова начинают читать и любить историю. Обсуждают беду детского пофигизма, класс внезапно превращается в каких-то пионеров, обещающих бороться с пороками в себе. Более того, нам зачем-то расписывают поименно этот класс, у кого какие родители, и я думал, что они сыграют свою роль. Или в финале помогут с оборотнем бороться или в следующих книгах зачем-то нужны будут. Нет, не помогут и не будут, просто Сухинову захотелось пообсуждать тему положения в России. Вообще, в детских ужастиках так делать не принято. Детский конфликт у Стайна или в «Боишься ли ты темноты» почеркнуто детский. Обидчик-одноклассник или злой старший брат – это да, но не вытаскивается там грязь эпохи. А у Сухинова всюду вылезают упоминания про кидалово с жильем, про бомжей-наркоманов, про родителей-алкоголиков. Хочешь писать о детях для взрослых? Но серия-то детская, и написана под детски, и продавалась детям – так на кой это все? В ту же кассу – навязчивая реклама устами Леньки, как классно пишут Кинг и Лавкрафт. Иногда на полстраницы. В тексте это никак не обыграно, это раз. Во-вторых, а ничего, что Кинг ну не детский писатель? Он как раз и пишет про детей, но для взрослых. Я прямо ждал, что Сухинов туда вставит рекламу «Оно», где детишки устроили групповой секс, но он обошелся отрывкам «Мглы». Почему не рекламировать Стайна в детской серии книг? То есть на лицо полное непонимание, для кого ты пишешь, никакие персонажи, ужасный псевдо-детский язык и отсутствие четкой структуры повествования. Космология тоже неясная (откуда у оборотня способности в магии иллюзий и некромантии и что это за артефакты, что поднимают души мертвых витязей), хотя лучше бы она такой и оставалась – со второй книги пойдут знакомые всем космические учителя и Атлантида. Есть что-то хорошее? Ну, зацепка на продолжение сделана красиво. Соседка упоминает, что после победы надо разбить черепушку оборотня, но говорит это ровно один раз. Дети, ясное дело, фразу забывают и читатели к финалу забывают, что действительно обосновывает продолжение. Второй плюс – если не брать ужасную реализацию, то мораль-то Сухинов пытался показать нормальную. Не надо тревожить древние могилы из жадности. Если натворил бед – сам расхлебывай. Не будь жестоким, как тот боярин, даже с преступником – иначе породишь еще большее зло. Уважай свою историю, и тогда вера, родная земля и наследие предков дадут тебе силы. Да, выражено это все коряво, однако здесь на удивление внятная для Сухинова идея. И, помня следующие четыре книги, эта еще лучшая.

Руслан: Вторая книга «Подземелье оборотня» становится поворотной – Сухинова прорвало эзотерикой. Сюжетно все происходит через десять дней: поскольку детвора не разбила череп оборотню, он опять воскрес. Вдобавок в округе появился какой-то трехметровый крылатый демон, и дети начинают задаваться вопросом, почему это их Петровское превращается в отечественный Твин-Пикс. Учитель истории на уроке устраивает лекцию по шизоидной криптоистории. Дескать, в этих землях когда-то происходили схватки добрых волшебных существ против сил тьмы – всякие русалки и лешие дрались с армией монстров. Под Петровским расположен могильник армии зла, и ангел тьмы сторожит их покой. А так бы и Москву тут основали, и вообще за судьбу России вечно боролись добро и зло: даже боярин из первой книги, оказывается, был наставником царевича и служил Свету, а Ваську-оборотня послала Тьма. Наслушавшись этого бреда, Ленька ночью видит призрак то ли соседки, то ли ведуньи, которая когда-то дала артефакты жене дружинника. Призрак показывает на два здания, и дети утром решают разделится на две группы. Первая попадает в дом народной целительницы Анастасии, которую Сухинов изображает в стиле своих фей: молодая красавица и богачка с кучей украшений, платьев и пятикомнатной элитной квартирой в Москве. Антон, сначала выхвативший от неё пощечину, быстро проникается эффектной дамочкой, преклоняет перед ней колено, целуя ручку, и напрашивается на роль ученика. Анастасия рассказывает им еще больше криптоистории, пересказывая учение Рериха. Прилетели, дескать, когда-то на планету космические учителя, среди которых был Пакир Люцифер. Они создали две цивилизации, но те погибли, потом Лемурию, которую Люцифер развратил черной магией и генетическими экспериментами, потом Атлантиду (психические энергии и продвинутая техника), а потом нашу. Сама Анастасия – потомок колдовского рода, владеет лемурийским артефактами и вообще белые маги и сейчас ведут борьбу за судьбы России, которая одна противостоит всему мировому злу и только от русских зависит, падет ли пятая цивилизация людей. Васька и его хозяин – ангел тьмы - таки действительно задумали укрепить власть сатаны в начале нового тысячелетия, и детям самое время двинуть по второму адресу, где это зло нынче и обитает. Идти правда, надо через подводный ход в гиблом местном болоте, а волшебница плавать не умеет, поэтому, ребята, вы там держитесь. На прощание Анастасия дает им лемурийские артефакты. Парочка идет, нарываясь на местных гопников. Гопники задвигают стандартную речь зла о том, что настало время братков, криминал рулит, и решают мальцов сначала избить, а потом прирезать. Но в Антоне благодаря артефакту оживает дух древнего Лемурийского воина, и он аки Джеки Чан и Чак Норрис делает сальтухи и удары с разворота, раскидав гопников. В это время вторая группа находит дом местных бандитов, в подвале которого вход в подземный могильник армии Тьмы. Там всюду гробницы монстров, а еще две прикованные девочки – Влада и Даша. Они решили прокатится с незнакомым симпатичным дядькой, а закончили здесь в роли жертв для оборотня. Была еще какая-то женщина, но Васька её уже сожрал, оставив изувеченный труп. Появляется сам ангел тьмы с Васькой, двигая речь о том, что они погубят Россию во славу сатаны уголовниками, раз уж их прошлые слуги-фашисты не справились. Ангел тьмы оживляет монстров, но мальчишки и девочки отбиваются подсобным оружием. Даша еще оказывается медиумом, и Анастасия, используя её, передает детям свою магию. Тут прибегают Антон с другом, и Антон вновь пробуждает в себе лемурийского воина. Кто же победит – трехметровый демон, владеющий магией с черным мечом или одиннадцатилетний мальчик? Что за глупый вопрос, конечно Антон, в прыжке месящий демона. Короче, дети сбегают, нарываются на владеющих домов уголовников, которые хотят их пристрелить, но опять убегают. Все хорошо, хотя детвора уже сразу начинает ревновать девочек, потому что два на четыре не делится, а девочки сходу начинают врубать женский шарм, выбирая из спасителей кавалеров. Но в финале к Новому году Антон видит ангела тьмы с обещанием страшной мести. Конец. Эта часть, как вы видите, от детской страшилки уходит в сказочное фэнтези, и в плане идей, конечно, способно взломать мозг ребенка-читателя. Во-первых, историк, который по-прежнему отражает самого Сухинова, несет такую дичь, что читать это больно. Я даже молчу, что автор вновь не спрашивает знакомых с детьми и не открывает учебник за пятый класс – до истории московских князей еще года три. Мутные разглагольствования «вот видите, Петр Первый вроде прорубил окно в Европу, но как неудачно-то вышло» тоже совершенно непонятны кому адресованы – что пятиклассники должны видеть? Боярин, всю первую книгу подававшийся как персонаж жестокий не в меру, вдруг оказывается агентом Света. Тусклый у вас Свет, я скажу. Но главное – вся та муть про русалок и леших, дерущихся с кикиморами и гоблинами в здешних краях. Да, учитель делает оговорку, будто это легенда, но после того, как две страницы при всем классе излагает всю эту муть. Серьезно, когда Сухинов описывает, что историка начальство в девяностые хотело уволить, и преподносит это как потерю интереса к родной культуре, мне так и хочется возразить – нет, это потому что у вас детей учит какой-то больной сектант. Затем Анастасия. Ок, я не возражаю, что типаж волшебницы у Сухинова – эффектная богатая леди, властная и добрая. Но народная целительница, заработавшая кучу денег и втирающая пятиклассникам эзотерику, а самого послушного убеждающего у неё учиться? Ты же для детей пишешь, ну хоть немного думай насчет примера - еще бы цыганкой-гадалкой её сделал. Зачем вешать на профессию откровенных шарлатанов положительный и притягательный образ? Потом пересказ рериховщины. В ВС это хоть немного адаптировалось под сказочные реалии, но здесь Анастасия натурально цитирует Агни-йогу. Это чтобы прочитавшие дети засели сразу за Блаватскую, что ли? У последней, кстати, Люцифер, положительный персонаж, но тут Сухинов выкрутился – дескать, сначала был космическим учителем, а потом пал. Но серьезно, зачем это в детской серии книг? Вдобавок Анастасия в какой-то момент пытается объяснить, что все это не магия, а тайное знание прежних цивилизаций. И тут же рассказывает, что славянские боги – волшебники, и магия – это передача волшебной энергии от чародея через артефакт или заклинания на лемурийском для получения нужного эффекта. То, что волшебник умер, не проблема – умершие волшебники попадают в Огненный мир для развитых душ, и однажды возродятся, а пока тоже не прочь поработать магическим реактором. Ну и какая это древняя наука? В книге реально запоминается один Антон, ставший учеником чародейки. Да еще это просто детское «надену волшебный артефакт и побью всех обидчиков одной левой». Девочки вроде должны следовать типажу «Бетти и Вероника» - более циничная Влада и нежная Даша, но на практике они тоже отличаются мало. Ну а про сцены с первой ревностью после того, как вы только что дрались в подземном мире с кучей монстров вообще смешно говорить. Также возросла чернушность: все эти разговоры про всемогущих братков на каждом углу (Сухинов не понимал, что слово скоро уйдет из лексикона и станет смотреться смешно), уголовники, попытки зарезать или застрелить детей, похищения девочек. Женщину, растерзанную оборотнем, вообще оставили закадрово, хотя по идее это ведь тема настоящей трагической смерти, и если уж введена, то надо было проговорить. Но обошлось тем, что один из мальчишек при виде трупа проблевал, а потом укрыл её тряпочкой, чтобы остальные не пугать. То есть хочешь писать сказку для маленьких – пиши просто про злых колдунов, желающих оживить древних чудовищ и мешающих им добрых волшебников. Хочешь подростковое фэнтези – ну хоть восьмиклассниками героев сделай, чтобы у читателя-подростка было немного критическое отношение к всем этим словам. Хочешь рассказывать о проблемах России – так пиши для взрослых, и не в духе, что все беды по вине Люцифера, не дающего русским спасти весь мир. Так что с этого закат только начавшейся серии пошел набирать обороты. Сухинов окончательно теряет связь с читателем-ребенком и просто фонтанирует своими нездоровыми эзотерическими идеями, накладывая их на какой-то квасной патриотизм, который вперемешку с эскапистской сказочкой о пятиклассниках, побеждающих силы тьмы в бою, смотрится прямо-таки очередным «Дети против волшебников». А ведь впереди еще три книги…


Марк Кириллов: Выходит, не зря я Сухинова всегда недолюбливал... "Ухожу, Марья Ивановна, ухожу..." (С)

Руслан: Третья книга «Магия против оборотня» снова концентрируется на Антоне, хотя по идее было бы логично посвятить по книге каждому герою, чтобы их было можно хоть немного различать. В общем, наступила зима 2001 года, но детям не до радости – Тема ревнует и отдалился от друзей. Антон и Даша начинают учиться у Анастасии магии. При этом Антону нравится Влада, но и в Дашу он тоже влюбляется, и Аларм мечется между Элли и Кориной мальчик никак не может понять, по душе ему добрая будущая волшебница или циничная уверенная в себе красотка. Ангел тьмы демонстрирует, что умеет извлекать людей из пространства-времени, показывает статую Люцифера (какой-то звериный гибрид) и рассказывает свои планы. Дескать, в девяностые были хорошие дети, ценили лишь деньги, а теперь дети пошли плохие, снова книжки любят, о других беспокоятся. Непорядок, надо это исправить. Для исправления силы зла атакуют Анастасию, справедливо рассудив, что без наставницы дети менее опасны. Антон и Даша, получив телепатический зов, успевают приехать, когда продажные менты и воры, работающие вместе на дьявола, похищают волшебницу из её московской квартиры. Правда, саму чародейку увозят, но дети находят в её квартире статую лемурийского волшебника Рхаомаля, который потом считался каким-то богом, и воззвав к нему, получают магическую силу. С условием, что до зари вернут целиком. Летают над городом, догоняют похитителей, потом Антон оставляет Дашу с частью магической силы (чтобы домой без денег могла добраться) и спасает наставницу. Оба прячутся у неё на даче, но ангел тьмы переносит домик к прошлое – в те дни, когда Рхаомаль вел войну против армии тьмы под предводительством Кощея. Антон, переполненный магией, врубает режим героического рыцаря и отбивает все атаки. Но на заре, когда чары Тьмы должны исчезнуть, оказывается, что они застряли в прошлом. А все потому, что Даша разболтала Владе, что у неё есть часть магической силы, а та, не будь дурой, предложила вложить её в ручку. Ручка стала волшебной палочкой, и дорвавшаяся до неё Влада начала наколдовать себе украшения. Потом появилась старшая сестра Даши, Настя, которая тоже не прочь попользоваться палочкой. Потому что девочки признаются: все женщины одинаковы – мечтают о поклонении окружающих, богатстве и красоте. Естественно, из-за этого магическая сила к Рхаомалю не вернулась, и Антон и Анастасия торчат в прошлом, в осаде армии монстров. Трио же девчонок оказывается жертвой Васьки-оборотня, который уже научился через зеркала вселяться в людей. Зовут на помощь Родика, и тот влюбляется сразу же в Настю, однако в палочку влюбляется еще сильнее, потому что с её помощью можно насоздавать себе кучу золота. Родик почти переходит на темную сторону, но в финале все же приходит в себя, и они спешат вернуть магию в прошлое, а Антона с чародейкой – в настоящее. Ну что на все то можно сказать? Если брать идею, то она вроде бы понятна и нормальна – дети проходят искушение, устроенное силами зла. Но Сухинов, как всегда, не говорит, где заканчивается искушение и где норма в его понимании. Вот у него соседки Анастасии поливают её грязью – дескать, шарлатанка, денег на своем фальшивом целительстве наработала на дачу с шикарной квартирой. Вроде бы читатель должен возмутиться – но это в сказке, а в реальном жизни они-то правильно предупреждают об опасности таких «целительниц». И все городские жители показаны в неприятных ситуациях: жадные, крикливые, бесчувственные, завистливые. Или все эти метания Антона, который говорит Даше, что он её любит, и та отвечает взаимностью, а он потом начинает мечтать еще и о Владе. Или женские рассуждения девочек – из книги фиг поймешь, считает Сухинов их стервозность нормой или пороком. Опять же, упоение дармовой магией. Вроде бы мораль в том, что это добром не кончится. Однако показано, как магией дети решают себе все бытовые проблемы и это классно. Антон вообще и погеройстовал, и поколдовал, и Даше понравился, и Анастасию спас. Учитывая, сколько раз чародейка его целует, хвалит и гладит, вообще становится неуютно. Да, я понимаю, что Сухинов, скорее всего ничего такого не подразумевал, но учитывая, что после боя Антон без штанов окажется в постели бинтующей его ногу Анастасии, как-то поневоле закрадывается мысль – а не перебор ли с учетом разницы возраста таких намеков? Рхоамаль тоже на Дашу производит какое-то манящее впечатление и зовет с собой непонятно куда - на тот свет, что ли, или в прошлое… Вообще книга, по логике, должна была быть о Родике, его искушении и победе над собой и его зарождении чувств с новенькой героиней, но он вылез лишь в конце. И сестра Даши – Настя тоже с бухты-барахты, просто чтобы у Родика появилась девочка. Мало того, это дубляж имени – ну есть же Анастасия, у Сухинова имена закончились, что ли, раз повторяется? Только путает, так и трио девочек все больше размывается в плане черт характера. Влада вроде понаглее и циничнее… но и Настя понаглее и циничнее. Правда Настя за коммунизм, а Влада против, потому что ей так бабушка сказала, но этого что-то мало для различий. Воистину, все женщины одинаковы. Вдобавок Сухинов снова пишет, не думая о возрасте читателей. Антон и Даша произносят заклинание и прыгают из окна многоэтажки, чтобы полететь в погоню за похищенной Анастасией. Автор, ты вообще с дуба рухнул??? Почему им нельзя было взлететь просто в квартире, полетать, а потом уже лететь в окно, а не играть в суицидников? Ничего, что это детская сказка, и в 11 лет еще не все читатели могут критически мыслить? В общем, на смену эзотерическим бредням проходит то ли специально, то ли невольно продавливая мысль: упиваться магией приятно, а люди вокруг какие-то гниловатые. Такое ощущение, что в сюжете развивается один Васька-оборотень, который из разбойника уже продвинулся до полноценного демона.

Руслан: Четвертая книга "Ядовитые клыки оборотня" целиком посвящена Теме, и действие в ней происходит параллельно прежнему сюжету. Заревновав и отдалившись от друзей, мальчишка решает подзаработать и устраивается помогать в автомастерской. Сюда же заявляются гопники, с которыми Антон дрался во второй части, и Тему они тоже помнят. Тем не менее изображают дружелюбие, предлагают с ними выпить, просят показать крутую тачку изнутри - в общем, заканчивается все разбитой машиной какого-то бизнесмена-уголовника. Виновен, разумеется, остается мальчик. Тема понимает, что ему столько денег не собрать и едва не совершает самоубийство, но все-таки доходит до мысли, что ангелу тьмы только того и надо. Тут снова появляется гопник, предлагающий заработать нужную сумму, и приводит Тему в наркопритон. Ему предлагается продавать наркотики, и тут-то парень уже упирается рогом. Но поздно, ловушка захлопнулась - ангел тьмы и Васька, на которых гопник работает, ловят мальчика, а затем начинают подсаживать на колдовской наркотик. Роль шприца играют обмазанные ядом клыки оборотня. Наркотик переносит сознание мальчика в Лемурию, причем Сухинов толком так и не определился, сон ли это или астральное путешествие во времени. Вроде бы Тема видит свои материализованные страхи, но при этом влияет на события, но не суть важно. Лемурия уже близка к своему концу: местный маг проводит опыты в духе доктора Моро, а природа на это реагирует стихийными бедствиями. Теме встречается агент враждебного Лемурии королевства, вот только и он отморозок полный и принимает мальчишку за одного из подопытных. Понимая, что иначе не выжить, Тема подыгрывает агенту и вместе с ним проникает в лабораторию, где их и ловит маг. Волшебник оказывается вполне неоднозначной личностью, пытающейся создать новую совершенную расу жуткими методами. К мальчишке он вполне дружелюбен, однако агент убеждает Тему, что того ждет разве что роль подопытного. Чтобы сбежать, они освобождают выведенных мутантов и те громят лабораторию, убивая всех подряд. В джунглях Тема отыскивает храм Рхоамаля, заполучив помощь в защите от иллюзий и материализованных страхов. Раскаявшийся волшебник осознает, что доигрался в своих благих намерениях, когда начинается сильнейшее землетрясение. Чтобы искупить вину, волшебник жертвует собой, спасая Тему и тот уплывает с агентом. Вот только агент на самом деле работает на Люцифера и это все тот же гопник (то ли тоже астрально спроецированный в иллюзию, то ли управляющий телом агента - смотря считать это все сном или нет). Он пытается избавиться от Темы, чуть не гибнет при этом сам, однако Тема по доброте душевной спасает его. Потом с помощью подарка Рхоамаля возвращается в настоящее и бежит, пока не теряет сознание. Придя в сознание узнает, что гопник раскаялся и сознался в торговле наркотиками и подставе с деньгами, так что для Темы все заканчивается хорошо. Ну что тут можно сказать? Вообще Сухинов сделал две хорошие половинки, которые друг с другом не стыкуются. Начнем с того, что не раскрыв толком Родика в прошлой книге, он на последнего из четверки решил отдать вообще весь сюжет. Из-за этого получается вбоквел, где остальных героем вообще нет, что у многих детей наверняка вызывало недовольство. Первая половина в плане идей очень хорошая - Сухинов наглядно демонстрирует детям, как ловят в свои сети преступники. Но, во-первых, сюжет уже на 12 лет читателя не тянет, потому что тут и тема наркоманов без купюр, и попытка детского самоубийства, и привыкшим к магическим поединкам и дракам со сказочными монстрами из прошлых двух частей это будет неожиданно жутко видеть. Вдобавок, серьезно расписав проблему, автор не дает детям очевидного решения - поговорить с близкими. То есть если уж учишь людей, как это опасно, так покажи, как эту опасность избежать, просто подняв шум, а не замалчивая в надежде на чудесное спасение. Вторая половина тоже вроде бы хорошо сделана - приключение в волшебной стране, монстры, дикари, опыты. Но вот тут уже Сухинов начинает исповедовать свое толстовство. Замечательно, что мальчик сумел тронуть сердце некогда доброго волшебника и заставить его осознать ошибочность пути - тут действительно хорошая линия с предсмертным искуплением мага. Но агент, который весь сюжет Теме врет, несколько раз пытается от него избавиться, сознается что предавал друзей и даже занимался людоедством, а в финале пытается убить мальчика? Тема его спасает, и поэтому скрывающийся за его маской гопник расчувствовался и пошел сдался в полицию? Я бы это нормально воспринял именно в сказке, но введя тему наркоторговли и убийств, Сухинов сам сделал такую концовку неубедительной. Но отрицать не буду - автор старался как лучше, показать моральную сказку с четким посылом, что сострадание побеждает зло. Только вот тогда может не стоило так жестить в первой половине истории?

Руслан: Пятая часть, называющаяся "Древняя книга оборотня" стал финальной. Не потому, что Сухинов закончил цикл, а потому что бросил и возрождать явно не собирается. Сюжет вновь сосредотачивается на Антоне и Даше, хотя поначалу действуют все герои. Наступает весна, дети снова идут с историком в поход, где он рассказывает им сухиновщину про падение необычных метеоритов в окрестностях Петровского. Но в этот раз на метеорите не послание с Ориона, а инопланетный ящер-оборотень, которого англ тьмы призвал в помощь Ваське. Дети с ним даже столкнулись, но поскольку протащили в поход пиво и наклюкались до отправления, толком ничего не поняли. Антон, правда, сумел найти кусочек метеорита, с которым этот ящер прилетел. Зато читателям подсвечивают, что историк тоже не так-то прост и в теме всей мистики, а не просто псих. Ну и как обычно описывают класс в деталях, хотя он в сюжете не нужен и не упоминается более. Вернувшись из похода, Антон и Даша идут в московский музей, чтобы показать метеорит, ведь Анастасия с друзьями сектантами магами уехала куда-то мир спасать. В музее их ловят ящер-оборотень и Васька и уводят в подземные копи под Москвой. Там трудятся похищенные бомжи и беспризорные дети, и нам в деталях рассказывают об ужасах жизни бездомных. Под землей жизнь еще хуже - ангел тьмы сделал настоящий концлагерь с регулярной поркой, скармливанием неспособных работать чудовищам и зарядкой людей дьявольскими энергиями, после которой они начинают кидать зиги и клясться в ненависти к России. Его очередной хитрый план - создать армию мальчишек-плохишей из беспризорных, продвинуть в органы власти и захватить страну. Дети знакомятся с Кешей, сбежавшим в Москву от жестокой матери-алкоголички в поисках пропавшей сестры. К Кеше насколько можно для надсмотрщика хорошо относится Васька-оборотень, утверждая что малец похож на него самого в девстве. Ночью Кеша предлагает Антону и Даше бежать, пока они еще совсем не поехали крышей от такой каторги. Дети бегут и попадают в подземные тоннели под Москвой. Узнают о диггерах-хантерах, которые ради забавы охотятся на бомжей, а также неонацистов-террористов, ищущих старые бункеры, чтобы подрывать дома. Там же им попадается бомж-историк (нет, не их учитель, хотя похож) который ищет библиотеку Ивана Грозного. Спасаясь от неонацистов и охотников на людей, дети находят и библиотеку, попутно выслушав множество псевдо-научных лекций. вплоть до историй о том, как Сталин тоже её искал, перестреляв потом всех участвовавших в поисках ради сохранения тайны. В библиотеке хранится книга заклинаний Рхаомаля, но едва дети её заполучили, оказывается что Кеша - предатель. Весь их побег был подстроен, потому что только светлым магам дается наследие Рхоамаля. Впрочем, Кеша предал не просто так, а надеясь, что ангел тьмы вернет его сестру. Но облом - тот солгал, так что Кеша снова переходит на сторону героев, за что получает ножом и умирает. Однако сблефовав, будто умеют читать книгу на лемурийском, дети напугали ангела тьмы и он сбежал. С его прихвостнями внезапно помог справиться Васька-оборотень из мести за Кешу. Антон даже предлагает бывшему врагу идти с ними. но тот решает остаться, признавая, что он все же убийца в прошлой и этой жизни, так что ему место на стороне Тьмы. Вытащив труп Кеши и перепугав прохожих, дети вызванивают Владу, которая когда наколдовывала себе украшения в третьей книге, заимела лемурийкую волшебную корону. Поскольку корона дает способность читать на древнем языке, дети находят нужное заклинание и оживляют Кешу. В общем, все хорошо, если не обращать внимание что под Москвой таки продолжат твориться черт знает что и остальные узники там остались. Видно, что в этой части Сухинов уже совсем ушел в чернуху, продолжая писать для детей, но выливая на них все помои кроме разве что детской проституции (хотя взрослые и на неё найдут отсылки в рассказах Кеши). Идея его понятна - обратить внимание на бездомных и беспризорных и пнуть за цинизм москвичей, выставленных в книге теми еще козлами. Но реализация опять же неясно на кого направлена - для детей слишком мрачно, а для взрослых слишком сказочно и наивно. Особенно в этом плане отличается ангел тьмы, скатившийся к карикатурному многоразовому противнику, который ничего не может сделать паре детишек и строит совершенно бессмысленные планы даже когда вроде бы заполучил своих врагов. Книга вышла в 2002 году, и последней не подразумевалась. Напротив, сюжетных линий там стало еще больше, включая появление Кеши в числе главных персонажей, но Сухинов на этом серию забросил. Почему - думаю очевидно из всех отзывов. Те читатели, которым зашел детский ужастик первой части, скорее всего были неприятно удивлены резкой сменой жанра сначала в городское фэнтези, а потом в демонстрацию всех общественных пороков. Для детей довольно депрессивно, а для взрослых наивно и картонно по стилю изложения, потому что писать для нормально Сухинов, очевидно, не умеет. Он вообще не чувствует, не понимает, и не пытается понять аудиторию, как мне показалось при прочтении. Даже эзотерика, которая в ВС полезла ближе к финалу, здесь вывалена без адаптации со второй книги, совершенно не заботясь, как на неё отреагируют читатели и их родители. Видно, что персонажи, кроме Антона, ставшего волшебником, ему малоинтересны (Антон получает 3 сюжета из пяти, хотя вроде бы начиналось все с Леньки, а Родик и Тема вообще вышли с боку припеку), а сюжет не имеет какого-то общего стержня - просто очередные рассказы как враги пытаются погубить Россию. Дети даже не срывают их замыслы - так, спасают себя или кого-то из друзей, но не более того. В итоге серия, начатая в 2000, всего за два года показала полную несостоятельностью - и по мне, совершенно заслуженно заброшена.

Donald: Руслан Спасибо за подробный пересказ! Очень познавательно. Сухинов, похоже, как уверовал в эзотерику, переселение душ и "космических учителей" в 90-е, так и засовывает это в каждое своё произведение, не думаю, насколько органично оно там смотрится. Скачка с одного главного героя на другого - тоже беда, как выясняется, самых разных его книг. Как и схожесть женских образов. Но в некоторых местах хочется возразить... Руслан пишет: Сначала автор не понимает, что 5 класс – это переход с начальной школы, новый классный руководитель, новые учителя, и описывает все так, будто дети вернулись после обычных каникул. И ранее читавшего предмет учителя истории у них не может быть – не читают в началке отдельно историю, там вообще отдельных учителей мало. Повесть написана в 2000-м году, а в 2000-м году переход на четырёхлетнюю началку ещё не был повсеместным, трёхлетние кое-где встречались. Хорошо помню, как в те годы ходил во всякие подготовительные кружки, и мать всё время обсуждала с преподавателями, в какую начальную школу лучше отдавать ребёнка - в трёхлетнюю или четырёхлетнюю. Так что здесь чисто по вашему описанию крупного ляпа нет, но я не знаю, как оно в книге описано. Руслан пишет: Сухинов наглядно демонстрирует детям, как ловят в свои сети преступники. Но, во-первых, сюжет уже на 12 лет читателя не тянет, потому что тут и тема наркоманов без купюр, и попытка детского самоубийства, и привыкшим к магическим поединкам и дракам со сказочными монстрами из прошлых двух частей это будет неожиданно жутко видеть. Руслан пишет: Видно, что в этой части Сухинов уже совсем ушел в чернуху, продолжая писать для детей, но выливая на них все помои кроме разве что детской проституции (хотя взрослые и на неё найдут отсылки в рассказах Кеши). Идея его понятна - обратить внимание на бездомных и беспризорных и пнуть за цинизм москвичей, выставленных в книге теми еще козлами. Но реализация опять же неясно на кого направлена - для детей слишком мрачно, а для взрослых слишком сказочно и наивно. А вот здесь я не согласен с посылом, что для детей о преступности, беспризорности, наркотиках и т.д. вообще писать не надо. Новая мода, что детские произведения должны полностью состоять из радости и безопасности, а не из правды жизни, гораздо вреднее, так как к реальному миру такие произведения не готовят. Да и возможности узнать всё нелицеприятное из Интернета у современных детей предостаточно. И читатели-подростки гораздо сильнее зауважают автора, если тот будет с ними говорить честно, как со взрослыми. Проблема не в том, не надо вываливать на детей всю грязь взрослого мира. Проблема в том, как об этом писать. Сухинов, как я понял их вашего описания, написал полный сумбур почти без оценок происходящего, без показа положительных взрослых, которые могут помочь в подобной ситуации и вообще без вариантов выхода к лучшему. Можно сравнить с много более известным писателем - Владиславом Крапивиным, который в произведениях, написанных в 90-е, чернуху не обходил, а говорил о ней честно. И про наркотики, и про сексуальные домогательства, и про бандитизм, и про милицейский произвол и т.д. Но у Крапивина всегда этому противопоставлялись настоящая дружба или семья или помощь значимого взрослого, который озвучивал в тексте, почему такое плохо. И отрицательные героев у него как правило до того отрицательные, что никакого желания им подражать не вызовут. В 12-14 лет это прекрасно читается. Сухинов же... Так описывает героев, что часто не ясно, кого он считает достойным примером подражания.

Чарли Блек: Руслан пишет: Антон, Родик и Тема только что окончили 4 класс Похоже, что это те же герои, что и в трилогии Сухинова "Клад и крест" (2008-2010): https://ru.wikipedia.org/wiki/Клад_и_крест

Руслан: Donald пишет: Повесть написана в 2000-м году, а в 2000-м году переход на четырёхлетнюю началку ещё не был повсеместным, трёхлетние кое-где встречались. Тогда принимается, хотя я помню в начале девяностых, что четырехлетняя начальная школа была уже нормой. Но, учитывая что это подмосковный поселок - возможно. Donald пишет: А вот здесь я не согласен с посылом, что для детей о преступности, беспризорности, наркотиках и т.д. вообще писать не надо. Новая мода, что детские произведения должны полностью состоять из радости и безопасности, а не из правды жизни, гораздо вреднее, так как к реальному миру такие произведения не готовят. Да и возможности узнать всё нелицеприятное из Интернета у современных детей предостаточно. И читатели-подростки гораздо сильнее зауважают автора, если тот будет с ними говорить честно, как со взрослыми. Мне не понравилась как раз попытка так топорно привязать к этому сказку. То есть проблема реальная, но решение - волшебное. И причина проблем волшебная - во всем космический дьявол виноват. Милиция, по Сухинову, или продажная или равнодушная, родители в стороне и ни во что не верят. Единственный взрослый друг - привлекательная и богатая народная целительница, исповедующая Агни-йогу, типаж которой скорее подошел бы для романтической литературы. Чарли Блек пишет: Похоже, что это те же герои, что и в трилогии Сухинова "Клад и крест" (2008-2010): Похоже.

просточитатель: Donald пишет: Повесть написана в 2000-м году, а в 2000-м году переход на четырёхлетнюю началку ещё не был повсеместным, трёхлетние кое-где встречались. Хорошо помню, как в те годы ходил во всякие подготовительные кружки, и мать всё время обсуждала с преподавателями, в какую начальную школу лучше отдавать ребёнка - в трёхлетнюю или четырёхлетнюю. Так что здесь чисто по вашему описанию крупного ляпа нет, но я не знаю, как оно в книге описано. А у меня просто не было 4 класса. После третьего сразу в пятый

Donald: Чарли Блек пишет: Похоже, что это те же герои, что и в трилогии Сухинова "Клад и крест" Т.е. Сухинов фантастическую серию книжек с этими героями бросил и написал про них же более реалистическую и с православной моралью? Руслан пишет: Мне не понравилась как раз попытка так топорно привязать к этому сказку. То есть проблема реальная, но решение - волшебное. И причина проблем волшебная - во всем космический дьявол виноват. Значит, он и идею, что поступки людей определяются высшими силами, тоже выражал везде, не только в серии про Изумрудный город. Ну что сказать, взгляды автора просачиваются в книги. Руслан пишет: Милиция, по Сухинову, или продажная или равнодушная, родители в стороне и ни во что не верят. Единственный взрослый друг - привлекательная и богатая народная целительница, исповедующая Агни-йогу, типаж которой скорее подошел бы для романтической литературы. Мда, милиции не верьте, родителям не верьте, верьте колдунам и целителям... Тот ещё посыл

Алена 25: У меня тоже 4го класса не было, хотя я тоже в лихие 90е училась. После 3его сразу в 5ый Про колдунов и целителей - это,конечно, что то )))))

Старик Диваныч: И у меня 4ого класса не было, из 3его сразу в 5ый. Кстати, если представить, что номера классов были бы без этого пропуска, в 2000 году я бы как раз закончил 4ый класс

Чарли Блек: Я тоже пропустил 4-й класс, но это было существенно раньше. Из 3-го класса в 5-й я перешёл в 1990-м году.

Конректор Паульман: Не в тему: Я тоже пропустил 4-й класс, но это было существенно раньше. Из 3-го класса в 5-й я перешёл в 1987-м году.

Руслан: Вот и получается, что Сухинов не знает реалий. Что с 4 в пятый, что с 3 в пятый, но раньше у героев по логике была начальная школа, а у него словно ничего в классе не изменилось. Можно сказать, что это мелочь, но такое безразличие в мелочах характеризует интересы автора весьма красноречиво - это же не эзотерика, зачем тут вникать.

totoshka: Сергей Сухинов умер 10 января 2024.

ЛуллаЛулла: Мои соболезнования семье и друзьям.

просточитатель: Ох. А откуда известно? В новостях ничего...



полная версия страницы