Форум » Об авторах » А.М.Волков и его творчество » Ответить

А.М.Волков и его творчество

totoshka: Александр Мелентьевич Волков родился 14 июня 1891 года в Усть-Каменогорске. Будущему писателю не было и четырех лет, когда отец научил его читать и с тех пор он стал заядлым читателем. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища и в 12 лет он закончил его лучшим учеником. В конце I-й мировой войны, он сдает выпускные экзамены в Семипалатинской гимназии, а затем заканчивает Ярославский педагогический институт. И уже на пятом десятке Александр Мелентьевич поступает и блестяще всего за 7 месяцев заканчивает математический факультет Московского университета. А вскоре становится преподавателем высшей математики в одном из московских ВУЗов. И вот здесь происходит самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича. Читать дальше...

Ответов - 236, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Чарли Блек: арна Ну, я просто по жизни не умею вести официальные переговоры, тем более с незнакомыми людьми. А так в принципе телефоны её я разыскал ещё в марте. Если у кого-то есть достаточно смелости, желания и умения - можно звонить хоть сейчас. Координаты - вот: Насколько я понимаю, Волковский музей официально называется Музей "Волшебная страна" имени А.М.Волкова, и входит в структуру Томского Государственного Педагогического Университета (вместе с восемью другими музеями). Своего сайта у музея нет, однако какие-то его координаты можно вычислить напрямую через Томский университет. Вот на этой страничке - http://www.tspu.edu.ru/tspu/?ur=911 - приводятся полезные телефоны. Непосредственно телефона музея нет, но есть общий телефон Музейного комплекса (52-17-67 плюс добавочный 150, Диденко Ольга Анатольевна и Мельникова Лидия Ивановна), а также телефон создательницы волковского музея Галкиной Татьяны Васильевны (62-17-47 плюс добавочный 121), которая сейчас работает деканом Историко-Географического Факультета. Так что, прежде чем ехать в Томск, можно попробовать позвонить и поговорить. Если там сидят адекватные люди - может быть они что-то важное подскажут. Код города Томска - 3822. А письмо я бы мог и сам ей написать без проблем, но вот электронного адреса этой Галкиной, к сожалению, в интернете не попадается.

totoshka: http://www.tspu.edu.ru/tspu/?ur=1487 - тут есть

Чарли Блек: totoshka О, спасибо, счас что-нибудь напишу.

арна: На худой конец, книга Галкина Т.В. "Незнакомый Александр Волков в воспоминаниях, письмах и...", похоже, если я не путаю, находится в Томской государственной областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина. Можно попытаться попросить Artos'а, если все имеют в нее доступ.

Железный дровосек: Ё моё, с какими людьми тут все знакомы...

арна: Лично я с Artos'ом не знакома. Но, если его попросить коллективно, то почему бы ему отказываться?

totoshka: там еще вон что есть: Регулярно выходит газета для детей и родителей �Изумрудик�.

totoshka: Чарли Блек пишет: О, спасибо, счас что-нибудь напишу. Отпишись об ответе, плиз. А то можно будет повыпрашивать книгу через библиотеку.

Чарли Блек: totoshka пишет: Отпишись об ответе, плиз. Если будет ответ - обязательно отпишусь. На данный момент письмо отправлено, остаётся ждать, последует ли какая-нибудь реакция.

Железный дровосек: Арна, да я не о том...

саль: nura1978 пишет: а блуждание в пещере как-то других мыслей и не оставляет ) будем называть это аллюзией) Может быть у меня что-то не так с ассоциациями, но я в свое время (при первом прочтении) вспомнил не Тома Сойера, а побег Матиаса Шандора из тюремного окна через поток Фойбы. А Том мне не пришел в голову ни разу. Он мне никогда не нравился, в отличие от Фреда. Соответственно я и не мог представить Тома выбирающимся из обвалившейся пещеры вместе с Элли. По моему он бы выглядел менее привлекательно.

Чарли Блек: А я про Шандора и не подумал бы... Возможно потому, что он взрослый. Он у меня скорее с графом Монте-Кристо рифмовался.

саль: Чарли Блеку. Я его читал до "Семи подземных королей" и поток, затягивающий всё под своды каменного туннеля произвел очень сильное впечатление. Кстати примерно такое же - перепиливание решетки под водой Марселем Брукманом.

Чарли Блек: Отдельная статья Т.В.Галкиной (не из книги) про детские годы и учёбу А.М.Волкова: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/galkina_t._v._66_70_3_40_2004.pdf ********************************************************* Т.В. Галкина АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ: ПЕРВЫЕ КНИГИ И УЧИТЕЛЯ Томский государственный педагогический университет Я не мыслю свое детство без книги А.М. Волков Необходимость осознания роли Томского учительского института в развитии специального профессионального педагогического образования в Томске настоятельно требует дальнейшего изучения истории института и судеб его выпускников. Одной из малоисследованных страниц является жизнь и творчество выпускника Томского учительского института, известного детского писателя Александра Мелентьевича Волкова. Освещению периода его детства, включавшего обучение в Усть-Каменогорском городском училище, посвящена данная работа. В основе работы лежат воспоминания А.М. Волкова, написанные им для повести «Невозвратное». Поданные в форме дневниковых записей и хранящиеся в семейном архиве К.В. Волковой в Москве, они не были опубликованы и долгое время оставались невостребованными. Ныне мы имеем возможность представить отрывки из повести «Невозвратное» вниманию почитателей таланта А.М. Волкова. Детские воспоминания А.М. Волкова наполнены первыми незабываемыми впечатлениями о веселых рыбалках на реках Ульбе и Иртыше, о прогулках по горам, где весной дети собирали огромные букеты цветов. За несколько месяцев до поступления в школу Саше Волкову приснился необычный сон, который он запомнил навсегда и назвал его вещим. Ему снилось, что он с родителями шел по безлюдному ночному городу. И вдруг блестящий серп луны стал спускаться вниз. От него, когда он подошел совсем близко, отделился воздушный шар. Люди, сидевшие в корзине шара, подхватили мальчика, и воздушный шар начал подниматься. «Я рассказал этот сон маме и она истолковала его так: “Вот начнешь учиться, а потом выучишься и поднимешься над нами высоко, оставишь нас…” Так оно потом и сбылось!» [1, л. 45]. Главное место в детских воспоминаниях А.М. Волкова отведено чтению книг, открывавшему для него увлекательный мир приключений и чудес. «Я не мыслю свое детство без книги. Читать я выучился необычайно рано, на четвертом году жизни. По требованию мамы папа учил ее грамоте, а я вертелся около и запоминал буквы» [2, с. 65]. Вторя этому в своей автобиографии, А.М. Волков писал: «Читать я выучился необычайно рано, в возрасте около трех лет. Неграмотным себя не помню. Знал наизусть длинные стихотворения и целые поэмы» [3, л. 1]. Говоря о неистребимой любви к книге, которая зародилась у него в те годы, он вспоминал: «В пять лет я уже читал толстенькие томики Майн Рида в приложении к журналу “Вокруг света”, который мы получили в 1896 году. Теперь я удивляюсь, как папа на свое скудное фельдфебельское жалованье умудрялся ежегодно выписывать какой-нибудь журнал: то “Вокруг света”, то “Ниву”, то “Природу и люди”, то “Родину”… В конце концов из приложений к этим журналам у нас составилась порядочная библиотечка. Уютно устроившись на печке, я катил по американской прерии тачку вместе с Патрикой и Шур-Шотом (“Пропавшая сестра” Майн Рида), странствовал на плоту по бескрайнему океану (“Приключения юнги Вильяма”), разгадывал зловещую тайну “Всадника без головы”… Я был ежедневным гостем в казарме, куда меня привлекали пестрые брошюрки “Солдатской библиотеки” Тхоржевского. Я читал патриотические рассказы о Суворове, Кутузове… Меня восхищали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Алексея Толстого; в семь-восемь лет я знал множество их произведений наизусть. С каким весельем, а по временам с сердечным трепетом читал и перечитывал я гоголевские “Вечера на хуторе близ Диканьки”… Да, папа добился своего: несмотря на его ничтожное фельдфебельское жалованье, несмотря на то, что маме приходилось прирабатывать шитьем солдатских рубах по восемь копеек за штуку, наша семья стала культурной, отец увел нас от “деревенского идиотизма”. Книги и журналы скрашивали наши досуги» [2, с. 65–66]. Так юный Саша с раннего детства пристрастился к чтению книг, ставших с тех пор постоянными спутниками его жизни. Книги, талантливо рассказывавшие об огромном и увлекательном мире, полном приключений и загадок, стали верными друзьями мальчика, развивая его воображение, наблюдательность, внимание, смекалку. Книги стали для него первой необходимостью и насущной потребностью. Даже на семейной фотографии конца 1890-х гг. мы видим маленького миловидного мальчика с пухлыми губками, держащего в руке книгу и серьезно смотрящего вперед. Стремление к чтению, к знаниям, культивировавшееся в семье Волковых, отражало родительское желание о лучшей доле для своих детей, связанное с необходимостью получения образования. Осенью 1899 г. Мелентий Михайлович, взяв за руку старшего сына, повел его в Усть-Каменогорское городское трехклассное училище, размещавшееся в двухэтажном кирпичном здании на Соборной площади. Над парадным входом была укреплена массивная металлическая вывеска, на которой огромными позолоченными буквами были выложены слова «Городское училище». Парадный вход училища выходил на площадь, а учащиеся входили с другого входа – с Большой улицы. Часть этого здания с отдельным входом занимало женское приходское училище (позже здесь находились двухлетние педагогические курсы). По соседству с училищем располагались аптека Инькова и булочная Задорожной, где на перемене можно было купить вкусную белую сайку за 3 копейки. Впоследствии А.М. Волков писал: «Приближаясь к двухэтажному каменному зданию, я смотрел на него с почтительной робостью, и мне казалось, что оно по своему величию не уступает дворцам, о которых я читал в книгах. Мог ли я тогда вообразить, что через двадцать лет в этом самом училище под моим началом будет коллектив из многих учителей и нескольких сот учеников? Мы прошли в учительскую, где инспектор Александр Иванович Михайлов проэкзаменовал меня. Стоя с опущенной головой у большого стола, покрытого зеленым сукном (сколько потом заседаний педагогического совета провел я, председательствуя за этим самым столом!), я бойко читал страницу из “Родного слова” Ушинского. “Отлично, превосходно!” – восклицал добрейший Александр Иванович. “А я и по письменному могу!” – ободренный успехом, похвалился я. Прежде, чем меня успели остановить, я откинул корочку книжки и стал читать неровные строчки, написанные корявым детским почерком: “Сия книга принадлежит, никуда не убежит. Кто возьмет ее без спросу, тот останется без носу. Кто возьмет ее без нас, тот останется без глаз…” “Довольно, Саша, довольно! Видим, что умеешь…” – рассмеялась молоденькая учительница Таисия Георгиевна Новоселова. Я прочитал наизусть несколько молитв, показал хорошее знание таблицы умножения. “Во второй класс”, – был приговор учителей. Так я сразу перешагнул через целый год учебы, а при скудных папиных средствах это значило очень много. Я учился на медные гроши! Меня зачислили в класс Таисии Георгиевны, она стала моей первой учительницей, и я навсегда сохранил о ней добрую память» [4]. Плата за обучение в городском училище составляла 3 р. в год. Первый день в школе у Саши Волкова получился не совсем обычным. «В первый день я оскандалился: читал прекрасно, а писал безграмотно, ужасными каракулями: ведь этому меня не учили. На мою беду учительница Таисия Георгиевна Новоселова как раз устроила диктант. Конечно, я получил двойку. Потом я быстро подтянулся и в третье отделение перешел с наградой. Так было и в последующие годы. Моей обычной отметкой была пятерка, четверки встречались редко» [2, с. 68]. А почерк выправился только тогда, когда он сам стал учителем. Любознательный и старательный мальчик все время проводил за книгами. Ученье приносило ему радость познания нового, неизвестного. Он хотел много знать и много уметь. Саша помогал своим одноклассникам справляться с трудными задачами, хотя был моложе их на 2–3 года и был очень мал ростом. А его рослые и сильные товарищи играли им, как котенком, перебрасывали с рук на руки, кружили в воздухе. Однако Саша Волков учился отлично, переходя из класса в класс с заслуженными наградами. В 1900 г. в связи с напряженной политической обстановкой в Китае 1-й Западно-Сибирский линейный батальон, в котором служил отец, был переведен в небольшой азиатский городок Зайсан, расположенный вблизи китайской границы. В городке среди глиняных мазанок с плоскими крышами возвышались церковь, мечеть и городское училище. Инспектор Н.В. Домаховский зачислил Александра Волкова в третье отделение, где он подружился со страстным любителем чтения Костей Мотовиловым. Во время одного из соревнований на быстроту чтения Саша Волков прочитал за один час повесть Анны Сюэль «Черный красавец», в которой было 200 страниц. За усердие в учебе и примерное поведение в июне 1901 г. педагогический совет Зайсанского городского училища наградил Александра Волкова похвальным листом и книгой Н.А. Рубакина «Рассказы о друзьях человечества (6 биографий для юношества)». В 1901/02 уч. г. Александр Волков вновь учился в Усть-Каменогорском городском училище, в четвертом отделении, где вместе с ним учились Александр, Гордей и Петр Александровы, Александр Волков (2-й), Петр Грохотов, Анатолий Губин, Петр Дубровский, Алексей Ермаков, Георгий Ефремов, Борис Коротаев, Викентий Лях, Александр и Алексей Молодовы, Дмитрий Неживлев, Герман Новиков, Исай Остропольский, Михаил Пащенко, Николай и Сергей Подойниковы, Николай Саренко, Иван и Михаил Струины, Дмитрий Скосырский, Василий Решетников, Аркадий Цедейко, Александр и Иосиф Цыбенко, Григорий Ческидов, Павел Чечеткин, Никита Шацкий. Тогда большое распространение получили воскресные чтения для народа, в которых принимали участие преподаватели и ученики училища. На одном из таких чтений в актовом зале училища после выступления хора Александр Волков декламировал балладу Алексея Толстого «Змей Тугарин». Летом 1902 г. отец ушел с военной службы и устроился продавцом казенной винной лавки в станицу Батинскую, куда и переехала вся семья. А к началу учебного года одиннадцатилетнему мальчику пришлось одному отправляться в Усть-Каменогорск для продолжения учебы. Впоследствии А.М. Волков писал: «Судьба обрекла меня на самостоятельное существование уже с одиннадцати лет (а по росту мне можно было дать не больше семи-восьми!). И в таком возрасте я должен был жить за 200 верст от семьи, один. Некому было контролировать, как я готовлю уроки, следить за тем, что я ем, каково мое здоровье… Полезна ли такая свобода в таком возрасте? Я думаю, что это она сделала из меня того человека долга, каким я, по-моему, являюсь. Меня никто не водил за ручку, никто не помогал писать сочинения, решать задачи – и вот результат. Я окончил три вуза, стал доцентом в 40 лет и членом ССП (Союза советских писателей) в 50 – и все без чьей-либо помощи, без малейшей протекции…» [1, л. 103–104]. В Усть-Каменогрске он жил сначала у казака Иванова, а потом сам нашел себе другое жилье у дальней родственницы Фальковой в Базарном переулке за 4–5 р. в месяц. В пятом отделении Саша Волков был, как всегда, одним из первых учеников. В Усть-Каменогорском городском училище учащиеся изучали «Родное слово» Ушинского, арифметику по учебнику Малинина и Буренина, геометрию по учебнику Вулиха, грамматику по книге Кирпичникова, русскую историю по учебнику Рождественского, а всемирную историю – по Беллярминову. Юному Волкову очень нравилось решать хитроумные арифметические задачи, которые не могли решить даже некоторые учителя. «Вообще, к математике у меня были большие способности, и пока ученик на доске записывал условие задачи, она была уже мною решена, и я поднимал руку: “Я решил, Григорий Евграфыч!” Поэтому меня и к доске вызывали редко, и это служило для меня источником постоянных огорчений. А вызывали редко потому, что я отбарабанивал решение так быстро, что ребята не успевали его понять… Надо сказать, что наизусть мы учили очень много, особенно из Пушкина, Лермонтова, Некрасова… Я считаю, что это было прекрасно: заложенное в цепкую детскую память остается в ней навсегда», – писал А.М. Волков [1, л. 129–130, 133]. Важным предметом в учебных заведениях тогда считался Закон Божий. В младших классах по учебнику Тихомирова учащиеся изучали священную историю Ветхого завета, затем Нового завета; а в старших классах – церковную историю и вероучение по катехизису Филарета. Много трудов и огорчений доставляло ученикам заучивание «текстов» – цитат из Священного писания: протоиерей Дагаев требовал знания их слово в слово. «Некоторые тексты нравились мне какой-то особой образностью, поэтичностью. Любил, да и теперь люблю текст из псалмов Давида: “Камо пойду от духа твоего и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на небо, та тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле моя рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука твоя не оставит мя…” Какая поэзия! И ведь ей не меньше трех-четырех тысяч лет…» [1, л. 132]. Об упорстве и трудолюбии Саши Волкова свидетельствует любопытный рассказ о том, как на зимние каникулы в шестом отделении задали решать задачи. После каникул на первом уроке арифметики учитель начал спрашивать: «− Ну посмотрим, кто сколько нарешал, – сказал Григорий Евграфович. − Александров Александр, что у тебя? − Восемь, Григорий Евграфович! − Маловато, ну да ничего. Все-таки работал. Александров Гордей, ты как? − Одиннадцать! − Молодцом! Александров Петр? − Я болел, Григорий Евграфович! − Ой-ли? Врешь, наверно. Волков Александр, у тебя сколько? − Cто пятьдесят! Ответ прозвучал, словно гром среди ясного неба. Это было неслыханно, невероятно, но я предъявил самодельную тетрадь из белой бумаги, толщиной страниц в 200, и там, действительно, были решения 150 задач из самого конца учебника, а было в них по 10, 12, 14 действий. − Ну и ну… – только и мог вымолвить учитель» [1, л. 136–137]. Этот маленький эпизод очень показателен для характеристики Александра Волкова. Учеба для него не ограничивалась рамками уроков, а была бесконечным открытием нового и интересного, а преодоление трудностей на этом пути – естественным и заманчивым. Он любил учиться и старался быть первым учеником в своем отделении, реализуя таким образом свои честолюбивые детские мечты о будущем. Необходимо подчеркнуть, что, по мнению А.М. Волкова, городские училища выпускали хорошо подготовленных, грамотных людей, 70–80 % из которых становились сельскими учителями, сыгравшими значительную роль в народном просвещении. После приготовления уроков Саша брался за чтение больших и серьезных книг, которые обычно не привлекали внимания ребят его возраста. Так, были прочитаны Жюль Верн, А. Гоп, Поль д′ Ивуа, Л. Буссенар, Конан-Дойль, Р. Киплинг, А. Лори, Г. Уэльс, М. Пембертон, Ч. Диккенс. На летних каникулах 1903 г. Саша даже начал писать свой первый приключенческий роман. По замыслу юного автора герой романа некто Жерар Никльби терпит кораблекрушение и попадает на необитаемый остров. Но дальше 16-й страницы дело не пошло… «Как я хотел бы прочитать теперь эти странички, исписанные неумелой детской рукой! Но увы, неумолимое время истребило их во время наших переездов с одного места на другое, как не донесло оно и те номера рукописных журналов, которые я выпускал, являясь их единственным автором и иллюстратором (да и, пожалуй, читателем!)» [1, л. 127]. Что касается развлечений для учащихся, то их в Усть-Каменогорске почти не было. За 6 лет учебы (вместе с подготовительным классом) Александр Волков посетил Народный дом только 3 раза. Это был приезд фокусника, пьеса Н. Островского «Бедность – не порок» и любительский спектакль. Свободное время мальчишки заполняли рыбалкой и играми. Однако они не хотели принимать Сашу Волкова в свои игры из-за его маленького роста и слабости. Поэтому он подружился с девочками и получил прозвище «девичьего пастуха», на которое совсем не обижался. Так прошли годы учебы в Усть-Каменогорском городском училище. Начав учебу в восьмилетнем возрасте и сразу во втором классе, Александр Волков окончил трехклассное городское училище (в каждом классе учились по 2 года) в 13 лет с первой наградой – похвальным листом и книгой. В аттестате, выданном ему 6 июня 1904 г., были отмечены при отличном поведении следующие успехи: по Закону Божию – отличные (5), русскому и церковно-славянскому языку – отличные (5), арифметике – отличные (5), геометрии – отличные (5), естествоведению – отличные (5), истории – отличные (5), географии – отличные (5), чистописанию – отличные (5), черчению и рисованию – отличные (5). Далее указывалось, что Волков «по статье 39 Высочайше утвержденного 31-го мая 1872 г. положения о городских училищах, при производстве в первый классный чин, если он на основании существующих узаконений имеет право вступить в государственную службу, освобождается от установленного для сего испытания и, на основании статьи пункта 2-го устава о воинской повинности, пользуется льготою, предоставляемой лицам, окончившим курс в учебных заведениях 2-го разряда» [5]. Таким образом, полученный аттестат наглядно свидетельствовал о наличии природных способностей и дарований Александра Волкова, умноженных усердным стремлением к овладению новыми знаниями. Однако стесненное материальное положение семьи Волковых, которая в то время насчитывала семь человек, а заработок отца равнялся 10 р. в месяц, не позволило А. Волкову продолжить свое образование в Семипалатинской гимназии, плата за обучение в которой составляла 60–80 р. в год. В своей автобиографии, вспоминая этот период жизни, А.М. Волков писал: «Но дальше дороги не было. О гимназии нечего было и мечтать: ехать за двести верст в губернский город… А на какие средства там жить, платить за ученье? В учительскую семинарию, готовившую учителей для начальных школ, принимали только с 15 лет. Жил дома, томясь и скучая, много читал, начал писать сам. В тринадцатилетнем возрасте сел за писание приключенческого романа, но, конечно, не пошел дальше первой главы… И эта рукопись, и многочисленные детские стихи затерялись во время странствий семьи по станицам Горного Алтая» [3, л. 1]. Существует еще один вариант описания этого периода у А.М. Волкова. В «Повести о жизни» он писал: «И вот мне 13 лет, в руках у меня аттестат городского училища, дававший в те времена немалые житейские преимущества: льготу по воинской повинности, право на первый классный чин (помните, как держал экзамен на чин почтовый чиновник в знаменитом рассказе Чехова?), возможность сдать несложные испытания и стать сельским учителем… Но все эти блага маячили передо мной в довольно-таки отдаленном будущем. Сельским учителем можно было стать лишь в 16 лет. На государственную службу принимали в 18, в армию призывали и того позже. Аттестат с круглыми пятерками только тешил глаз и был повешен на стену в красивой рамке под стеклом. Для моих однокашников по учебе дело с выбором профессии обстояло просто: они кончали городское училище в 16, 17, 18 лет. Учиться в те времена начинали поздно, лет в 10–11, за партами сидели лет шесть-семь, а то и все восемь. Два года провисел мой аттестат на стенке; это время я провел дома, изнывая от тоски и находя единственное утешение в книгах, в сочинении корявых детских стишков и в выпуске ежемесячного литературно-художественного журнала “Мои досуги”, где я был единственным автором, художником, типографщиком. А единственным его читателем и восторженным поклонником стал мой младший брат Петя» [2, с. 68]. Впоследствии начал писать стихи и Петр и, как вспоминала сестра их Лиля (так Людмилу Мелентьевну звали в семье), по компетентному мнению Саши, у Петра стихи выходили лучше, чем у него самого. Вынужденный перерыв в образовании Саша Волков использовал не только для самообразования, но и для овладения переплетным делом, пригодившимся ему в жизни. Мальчик обходил дома богатых жителей станицы Усть-Бухтарминской, где в 1904–1906 гг. проживала семья Волковых, предлагая услуги переплетчика. Заработок у него был небольшой, но мальчика привлекала возможность прочтения новых книг. Среди этих книг оказались сочинения Л.Н. Толстого, и «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец, и «Полный курс лечения накожных болезней», и собрание сочинений А. Дюма. «Романы Дюма оказались для меня манной небесной! Конечно, прежде, чем их переплетать, я “проглотил” их все за несколько дней. Вот когда я впервые познакомился с “Монте-Кристо”, “Королевой Марго”, “Графиней Монсоро”, “Тремя мушкетерами”» [1, л. 152]. Необходимо отметить, что любовь к книге как искусному созданию ума и рук человеческих А.М. Волков сохранил на всю жизнь. Со свойственными ему мастерством и терпением, он переплетал впоследствии старые книги, делал новые переплеты для записных книжечек (с держателем для карандаша), для годовых подшивок множества различных журналов. Аккуратность и прочность волковского переплета, видимые как стремление к порядку и эстетике книжного собрания, до сих пор радуют глаз. В Бухтарме укрепилось желание Александра Волкова стать учителем. Примером для него послужил учитель сельской школы Геннадий Алексеевич Баженов. «Встречая Геннадия, высокого, стройного, подтянутого, в учительской фуражке с бархатным околышем, я страшно завидовал ему, его доля казалась мне самой лучшей, и я мечтал о том желанном времени, когда и я тоже стану учителем», – писал А.М. Волков [1, л. 154]. Как видим, восхищение внешним видом учителя сочетается с признанием учительской доли достойной и желательной. Прошли два года. В 1906 г. отец получил работу в г. Усть-Каменогорске и семья Волковых возвратилась назад. В июле того же года Александр Волков решил поехать поступать в Семипалатинскую учительскую семинарию, в которой на 1 августа были назначены экзамены. Однако из-за засушливого лета и обмеления р. Иртыша в то лето пароходы не доплывали до г. Усть-Каменогорска, сделав путь до г. Семипалатинска непреодолимым для юноши. «Но эта неудача обернулась для меня нежданной и большой удачей, изменившей к лучшему весь последующий ход моей жизни» [1, л. 209]. Узнав об открытии в 1906 г. в Томске (в новом корпусе) первого за Уралом учительского института (ныне Томский государственный педагогический университет), Александр Волков стал готовиться к поступлению в это учебное заведение. В качестве «практиканта для подготовки в учительский институт» он был принят в родное Усть-Каменогорское трехклассное городское училище. «Наверно, это выглядело очень смешно, когда малыш важно входил с классным журналом под мышкой к ребятам, которые были и выше, и сильнее его, да и годами не очень уступали юному “практиканту”» [2, с. 68]. В училище он вновь встретил своих прежних учителей: требовательного словесника Александра Евграфовича Шайтанова, географа Федора Игнатьевича Овсянникова. Однако он не застал Михаила Иннокентьевича Камбалина, которого унесла чахотка. А.М. Волков писал о нем: «Мы очень любили этого учителя и боялись его: у него были необыкновенные глаза. Я в жизни не видел больше ни у кого таких глаз. Черные, глубокие, пронзительные, и когда он глядел на тебя, казалось, что он видит насквозь все твои помыслы. У него на уроках всегда была образцовая дисциплина» [1, л. 180]. В последний год в Усть-Каменогорске Александр Волков сдружился с Никандром (Никой) Петровским, ставшим ему другом на долгие годы. Заинтересовавшись астрономией, они устроили импровизированную «обсерваторию» в перевернутой набок кадушке, где с помощью лампочки увлеченно изучалась карта звездного неба. «Какую-то звезду было плохо видно, и Ника инстинктивно выхватил лампочку и поднял ее вверх, чтобы осветить звезду! С тех пор прошло шестьдесят лет, мы с Петровским кончаем свой жизненный путь, а посланный им луч мчится в неизмеримых безднах Вселенной…» [1, л. 187]. Подновив свои знания, через год, в 1907 г. Александр Волков отправился за две тысячи верст в Томск поступать в учительский институт. Таким образом, при изучении становления творческого потенциала будущего детского писателя А.М. Волкова на данном материале четко прослеживается процесс развития природных дарований мальчика посредством усиленных занятий, «неистребимой тягой к книге» и чтению, горячо поддерживаемых родителями и учителями. Страсть к чтению не только будоражила и развивала фантазию и память, но и способствовала успешному освоению школьных предметов и его самоутверждению. Литература 1. Волков А.М. Невозвратное. Рукопись. Архив К.В. Волковой. Т. 1. 2. Волков А.М. Повесть о жизни // Вслух про себя. Сборник статей и очерков советских детских писателей. Кн. 2. М., 1975. 3. Волков А.М. Краткая автобиография // Музей истории ТГПУ. О.Ф. № 191. 4. Из письма А.М. Волкова к А. Розанову // Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей. КПнв 21-12113. 5. Архив А.М. Волкова.

Чарли Блек: Удалось оцифровать полную версию статьи, о которой Кастальо писал 29.12.2009 г.: Кастальо пишет: СИБИРСКИЕ КОРНИ ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА <...> http://izumgorod.borda.ru/?1-4-0-00000011-000-90-0 Статья эта - из журнала "Наука и жизнь", № 11, 2009. Автор - Юлий БУРКИН (г. Томск). Написана статья явно по мотивам всё той же книги Т.В. Галкиной. Кроме того, в тексте статьи имеется несколько фактологических ошибок: 1) Жену Волкова звали Галина, а не Калерия; 2) Дин Гиор был, как известно, фельдмаршал, а не фельдфебель, да и стражем города его можно назвать только с большой натяжкой (очевидно, автор "совместил" его с Фарамантом); 3) В имени Джордано Бруно по ошибке указана лишняя буква. *************************************** СИБИРСКИЕ КОРНИ ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА Всем, чего я достиг в жизни, и, может быть, даже самим своим долголетием я обязан тому, что в глубине Сибири на берегу быстрой Томи стоит город Томск. Александр Волков Книга Александра Мелентьевича Волкова (1891 — 1977) «Волшебник Изумрудного города» со всеми её продолжениями для советского школьника была тем же, чем для англо-американского — «Властелин колец». Многие в детстве души не чаяли в Элли, Тотошке, Трусливом Льве, Страшиле и Железном Дровосеке... Читали «Волшебника...», «Урфина Джюса», «Семь подземных королей», «Огненного бога марранов» и «Жёлтый туман». Есть и шестая книга цикла — «Тайна заброшенного замка». Совокупный тираж «Волшебника...» с продолжениями превышает 50 миллионов экземпляров. В городе Томске, точнее, в стенах Томского педагогического института находится Музей А. М. Волкова. Музей солидный, в нём представлено 1900 единиц хранения. Это и рукописи Волкова, и его вещи, и его книги, начиная от первого издания «Волшебника...» 1939 года. Самые ценные экспонаты — прежде всего, рукописи, а также стол, пишущую машинку, кресло — подарила музею внучка писателя Калерия Вивиановна. Создала музей и заведует им кандидат исторических наук Татьяна Васильевна Галкина. В 2000 году ей предложили создать музей педагогического института. Институт открылся в 1902 году. Среди выпускников встретилось имя Александра Мелентьевича Волкова, который, оказывается, учился в нём с 1907 по 1910 год — с одними пятёрками поступил, с отличием закончил. Александр Мелентьевич родился в 1891 году в Усть-Каменогорске, который входил тогда в состав Томской губернии, в крестьянской семье. Александр Мелентьевич Волков с сыном Вивианом. Отец Александра, Мелентий Михайлович, после службы остался в армии фельдфебелем. (Вслушайтесь только в это словечко: «фельд-фе-бель», не правда ли, оно сказочное? Вот откуда в «Волшебнике...» появился этот симпатичный персонаж — бородатый страж города фельдфебель Дин Гиор... А в русской армии тех лет это звание означало примерно то же, что сейчас — старшина-сверхсрочник.) В семье было четверо ребятишек, но это только те, которые выжили. Александр Мелентьевич вспоминает, что в обеденной молитве его родители упоминали шесть или семь имён усопших детей. В то время в крестьянских семьях такое соотношение между выжившими и умершими детьми было обычным делом. Мать Александра звали Соломея Петровна. Муж учил её грамоте; когда Саше было годика три, он научился читать вместе с мамой. «Я не помню себя неграмотным», — вспоминал Волков. Мальчик читал всё подряд, запоем. Отец выписывал журнал «Вокруг света», а к нему приложением были книжки Жюля Верна, Майна Рида... И Александр на всю жизнь остался поклонником приключенческой литературы. Кроме того, мать рассказывала ему разные истории об алтайских пещерах, которые передавались в народе из уст в уста... Возможно, в этих историях — корни будущих «Семи подземных королей». В Музее А. М. Волкова. Училище он закончил очень рано — в 13 лет и потом деваться ему было некуда, так как в институт брали только с шестнадцати. Два года просидел дома, а затем поехал в Томск и поступил в Учительский институт. По окончании ТУИ Александр отправился в город Колывань, где работал учителем. Затем три года — с 1913-го по 1916-й — был учителем в Усть-Каменогорске, в своём родном училище, а потом заведовал им. Ещё три года работал в Ярославле. Наконец, в 1929 году он переехал в Москву, в возрасте 38 лет поступил в МГУ, сдал экстерном экзамены за физико-математический факультет, получил право преподавания и с тех пор читал студентам математику в Институте цветных металлов. Параллельно писал художественные книги. Его жена Калерия тоже была учителем математики. Во времена их молодости обстановка в стране была тяжёлая и смутная, двое их сыновей, Ромуальд и Вивиан, умерли, заболев какой-то болезнью, которую врачи даже не сумели установить. В семье вновь появилось двое детей, опять сыновей, их тоже назвали Ромуальд и Вивиан. Всю жизнь Алекандр Мелентьевич не только преподавал, но и учился сам. Он в совершенстве владел французским, неплохо знал немецкий, а уже в Москве решил освоить и английский. В институтском кружке по совершенствованию английского языка преподавательница дала ему книгу Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз» — потренироваться в переводе. «Я был очарован этой книгой», — пишет Александр Мелентьевич в дневнике. Он стал пересказывать книгу своим детям, а те задавали вопросы: «Почему это? Почему так?» И приходилось додумывать причины происходящего, выстраивать их логику, которой в книге Баума не так уж много: она фантасмагорична, как, например, «Алиса в стране чудес». А математик Александр Волков ввёл в повествование жёсткую сюжетообразующую концепцию: желание Элли вернуться домой осуществится лишь тогда, когда исполнятся три заветных желания её друзей. Таким образом и вышло, что книгу Волкова никак нельзя назвать прямым переводом текста Фрэнка Баума, это принципиально другая вещь. Кстати, в ней появились даже две новые главы. Публиковаться Волков начал в 1916 году в томской газете «Утро Сибири». Это были стихи. Первым его произведением художественной прозы стала повесть «Два брата», но вышла она уже после «Волшебника...». Позднее он написал ряд исторических повестей — «Зодчие», «Царьградская пленница», «След за кормой», «Скитания» (про Джорджано Бруно), «Чудесный шар» — о полёте первого россиянина, научно-популярные «Земля и небо», «Бойцы-невидимки», «Самолёты на войне»... И всё же наибольшее признание получил цикл о Волшебной стране, особенно «Волшебник Изумрудного города». Закончив рукопись «Волшебника...», Александр Мелентьевич связался с Маршаком, который как раз тогда призывал: «Все, кому есть, что сказать детям, — в детские писатели!» Маршак ответил, что книга неплохая. Но на переговоры с издательствами ушло ещё два года. Книга вышла только в 1939-м и сразу стала «детским бестселлером». Потом было переиздание 1941 года, и многие дети военного поколения вспоминают, что, отправляясь в эвакуацию, смогли взять с собой только эту книгу и только она поддерживала их. В 1959 году Александр Мелентьевич стилистически доработал книгу, тогда же появились и известные нам замечательные иллюстрации художника Владимирского. Редакции детских журналов стонали под многотонной тяжестью писем: «Здравствуйте, дедушка Волков. Как поживают Элли и Тотошка?..» Герои сказок А. М. Волкова, созданные руками юных читателей. Книга переведена на двадцать пять языков мира, а в Германии, например, она была так популярна, что во многих школах дети устраивали небольшие музеи Изумрудного города со своими рисунками, деревянными и глиняными поделками. Когда Александр Мелентьевич учился в институте, его путь пролегал через Магистратскую улицу, а крыши домов и заборы на ней были выкрашены в зелёный цвет. Это был такой стиль улицы. И неспроста Изумрудный город так очаровал его. Думается, переводя «Волшебника...», он испытывал ностальгию по юности, которая и сделала текст столь чудесным и притягательным. А появление в Томске музея, посвящённого Александру Мелентьевичу Волкову, — знак благодарности города писателю-земляку. Юлий БУРКИН (г. Томск). Фото автора и из архива музея.

Топотун: Чарли Блек Спасибо.

Чарли Блек: Чарли Блек пишет: 1) Жену Волкова звали Галина, а не Калерия; UPD: В данном случае прав оказался не я, а автор статьи Ю. Буркин. Как следует из книги Т.В.Галкиной, хоть Волков и звал свою жену Галюсей, однако настоящее имя её было Калерия.

Чарли Блек: Как сообщила totoshka, пообщавшись сегодня с Калерией Вивиановной: "Тайну заброшенного замка" редактировала Алла Стойло. Т.е. она и есть тот самый таинственный соавтор ТЗЗ, о котором столько лет гадали поклонники последней книги Волкова. Но, к сожалению, до наших дней она не дожила.

Чарли Блек: Кстати, Яндекс об Алле Стойло вообще ничего не знает. Зато ему знакома поэтесса Алла Ивановна Стройло, автор книги "Первоклассные ребята": http://www.libex.ru/detail/book324105.html Книга эта, кстати, тоже печаталась в издательстве "Советская Россия", как и сказки Волкова.

саль: Опять загадка. Стойло или Стройло?



полная версия страницы