Форум » Сказки Изумрудного города » Vote: Самая "взрослая" книга гексалогии? » Ответить

Vote: Самая "взрослая" книга гексалогии?

Siverius: Имеется в виду, конечно же, не "рейтинг" той или иной книги, а именно смысл, подтекст, вложенный в неё автором... который, возможно, дети поймут только тогда, когда подрастут)))

Ответов - 142 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Марк Кириллов: ТЗЗ лидирует с огромным отрывом. Я, кстати, тоже за неё проголосовал.

Алена 25: ТЗЗ, разумеется, что же еще? она недетская, она более для старшего возраста, 12+ скажем так из раздела научной фантастики ( а про фики про нее я уже вообще молчу)

Sabretooth: Кроме некоторых моментов (возможно, написанных не Волковым), ТЗЗ самая взрослая по количеству техники, научных терминов, общему рационализму. Сами персонажи взрослее, Энни уже 12. Хэппи-энд, в отличие от обычных детских книг, относительный: судьба арзаков остаётся неизвестной. Если на время забыть, что книги детские и копать глубже, выискивая символы и послания, то общая идея сформирована в ВИГе и идёт дальше через все книги: дружба сплотила и помогла одолеть врагов и препятствия. По атмосфере самая недетская всё же ВИГ - мрачные леса, разобщённость жителей, смертельные опасности, в ней за героев переживаешь куда больше, чем в последующих книгах. Кровищи в ней тоже больше, чем в других вместе взятых. ОБМ из всех книг выделяется неровностью - отличное начало, когда Урфин захватывает власть над Марранами и помогает ему Карфакс, интересный новый персонаж, а во второй части какой-то детский сад начинается. Хотя в каждой книге поставлены серьёзные вопросы жизни и они все годны и для взрослых, чем и интересны.


Анни: Проголосовала за ТЗЗ, хотя ТЗЗ меня в детстве не пугала, а первая половина гексалогии пугала сильно. Особенно главы про Людоеда, Бастинду, про бой с Шестилапым и главы из СПК, где Элли и Фред путешествовали под землёй. А самая несерьёзная книга для меня ОБМ, концовка вообще детский сад, ещё и оборванная и скомканная.

Оля: Семь Подземных Королей самая мрачная и тяжёлая книга. Она у меня шла тяжелее всех, главы как Элли и её брат заблудились в пещере вообще страшные.

Анни: Оля пишет: Семь Подземных Королей самая мрачная и тяжёлая книга. Она у меня шла тяжелее всех, главы как Элли и её брат заблудились в пещере вообще страшные. Точно, зря я проголосовала за ТЗЗ, если определять взрослость по критерию какая книга будет для ребёнка самая мрачная или скучная, то скорее всего будет СПК, а ТЗЗ в детстве пошла у меня без проблем, хотя инопланетяне в начале немного удивили.

Руслан: Все упирается в то, что мы подразумеваем под термином. Потому что можно назвать взрослой и третью, где все начинается с вполне себе средневековой политики и переходит в блуждания детей под завалом, которых, не происходило бы дело в сказке, ждала крайне мучительная смерть от голода. И пятую, где описывается конкретная война на уничтожение: Арахна готова уморить всех, кто перед ней не склонится, мыши героически мрут тысячами на марше, а персонажи готовят Тилли-Вилли для убийства. В шестой взрослость скорее в том, что положительная сторона впервые за цикл готова запачкать руки кровью невинных, только чтобы победить. Не тех, кто ушел сражаться добровольно, а убивать ради победы и заложников, и союзников. Я бы назвал самой взрослой журнальную ТЗЗ-76 именно по этой причине. Да и герои там начинают срываться на нервах: Тим повреждает ногу, Ильсор не выдерживает напряжения и чуть не завалил все дело, Стелла расписывается в бессилии. Противниками же выступают реалистично описанные военные, а не нелепые дуболомы, марраны и Арахна, которая при всех своих характеристиках коварной и подлой была тупа, как пробка.

massimoling: Руслан пишет: пятую, где описывается конкретная война на уничтожение Вроде это подаётся несколько менее категорично: Арахна вспоминает, как еë мать Карена подчинила гордых тауреков, наслав на них Жëлтый туман: они только две недели и выдержали, потом сдались. То есть Арахна рассчитывала, что жители ВС сдадутся быстро, а о последствиях долгой несдачи (одно из которых – наступление зимы) и не думала, видимо.

Руслан: massimoling пишет: Вроде это подаётся несколько менее категорично: Арахна вспоминает, как еë мать Карена подчинила гордых тауреков, наслав на них Жëлтый туман: они только две недели и выдержали, потом сдались. То есть Арахна рассчитывала, что жители ВС сдадутся быстро, а о последствиях долгой несдачи (одно из которых – наступление зимы) и не думала, видимо. Конечно, я об этом в теме про отрицательных как раз и указал. Но тут я имел ввиду, что война, начавшаяся вполне себе в рамках каких-то норм (Арахна не желает уничтожать своих будущих данников, а народы изначально лишь отогнали её от своих владений) переходит в смертоносное противостояние. У Арахны уже нет возможности повернуть назад, она вынуждена дожимать до конца, а герои приходят к выводу, что единственное доступное решение - убийство.

massimoling: Руслан пишет: У Арахны уже нет возможности повернуть назад, она вынуждена дожимать до конца Теоретически, наверное, когда она испугалась и стала прятаться в горах, был вариант снять Жëлтый туман и где-то спрятаться. Хотя и это бы не гарантировало, что противники не стали бы продолжать погоню.

просточитатель: желтый туман конечно!

Ellie Smith: ТЗЗ скорее всего самая взрослая книга. Казалось бы, она должна мне нравиться. Но больше все-таки нравятся другие.

Чарли Блек: Флита20 пишет: Так ведь нет, Волкову и читателям "смертельную опасность" подавай... зачем (мало приключений в самой ВС?)? Очень хороший вопрос ) Очевидно Волкова тянуло к драматизму. Обе добавленные им главы в первоначально-баумовский ВИГ связаны именно со смертельной опасностью ("Людоед" и "Наводнение"). Но с камнями в ОБМ, думаю, есть ещё одна причина. Размышляя в своё время на эту тему, я пришёл к выводу, что было бы неправильно путешественникам просто взять и прийти ВС, словно к себе домой или к другу в гости. Это была бы сюжетно-идеологическая ошибка, если так можно выразиться. БМ и ВС - два разных мира (идейно, а не в том смысле, будто ВС находится в другом измерении и т.п.). Значит, при переходе границы между ними нужно некое рубежное приключение - по возможности опасное, чтобы чётче обозначить эту границу. В ВИГе это ураган, поднявший в небо домик Элли. В УДиеДС и ОБМ - смертельная опасность у Чёрных камней. В СПК на такую роль годятся несколько моментов - обвал, затем стремнина подземной реки, отрезавшая Элли и Фреду путь назад, и наконец появление Шестилапых у города Прыгунов. Хуже дело в ЖТ. Казалось бы, какие приключения, если просто летишь на драконе? Но и там нашёлся небольшой пугающий момент: когда пассажиры увидели с высоты грозную фигуру шагающей Арахны, отчего Фарамант даже стал заикаться, хотя прежде был безупречно храбр.

Анни: Чарли Блек пишет: В УДиеДС и ОБМ - смертельная опасность у Чёрных камней. Интересно почему Волков решил поместить главную опасность на пути в ВС именно в пустыню, на фоне мрачной пустыни с камнями Гингемы, горы выглядят блекло и не очень опасными, там кроме расщелин других опасностей не было, хотя можно было придумать какую то магическую защиту, которая тоже не пускает дальше или встречу с враждебными существами, которые живут в горах.

Анни: Флита20 пишет: Так ведь нет, Волкову и читателям "смертельную опасность" подавай... зачем (мало приключений в самой ВС?)? сказка ведь, черт возьми! А мне нравились приключения и опасности, и потому мне в детстве не нравилась и казалась скучной СПК где было много скучных разговоров, а приключений и опасностей было мало, они были только во время путешествия Элли и Фреда по пещерам, и эти главы нравились мне больше всего. А в самой ВС в последних книгах опасностей почти не осталось, они все были пришлые: инопланетяне и Арахна.

Чарли Блек: Анни пишет: Интересно почему Волков решил поместить главную опасность на пути в ВС именно в пустыню, на фоне мрачной пустыни с камнями Гингемы, горы выглядят блекло и не очень опасными, там кроме расщелин других опасностей не было Возможно потому что это архетипическая картина - путники, погибающие от жажды в пустыне. Очень похожий эпизод есть у Конан Дойля во 2-й части "Этюда в багровых тонах". Сама пустыня располагает к подобному приключению. В горах опасности устроены иначе. Там либо всё очень быстро: сорвался, упал, покалечился или разбился. Притом если герой пострадал всерьёз, это уже слишком жёстко для сказки, а если только слегка, то читателя такой опасностью не впечатлить. Другой вариант в горах - герои видят препятствие и думают, как его преодолеть. Такая ситуация у Волкова показана дважды: Чарли перекидывает через расщелину полотнище, а Энни с Тимом переносит Карфакс. Но такие моменты не воспринимаются как особо драматические. Герои просто грустят и размышляют, а не прорываются напролом с напряжением всех сил. Анни пишет: или встречу с враждебными существами, которые живут в горах Такой вариант есть в ВИГе у горы Прыгунов. Возможно, в УДиеДС Волков просто не захотел повторяться.

просточитатель: Чарли Блек пишет: Мы с Вами, по всей видимости, оказались в разных категориях ) У Вас, насколько припоминаю, наступило охлаждение ко всем пяти продолжениям ВИГ. А у меня наоборот, ещё в период выхода из детского возраста заметно снизился интерес к первой книге (которая стала восприниматься как очень уж малышовая), но долго ещё сохранялось увлечение сиквелами. Вот мне тоже сиквелы нравятся больше)))

Sabretooth: Чарли Блек пишет: Собственно эта сюжетная динамика в какой-то мере разделяет любителей гексалогии на две группы (частично пересекающиеся). Те, кому ближе классическое сказочное начало, пастораль, чистая магия без примеси техники, детский уровень сюжетных угроз, - обычно недолюбливают последнюю книгу, а нередко и всю вторую трилогию, где формальные главгерои Энни и Тим по сути теряются на фоне глобальных событий, социальных потрясений и продвинутой техники. Ни я, ни мои школьные друзья по этому признаку серию не разделяли, для нас главное - чтобы в книгах был Урфин Джюс Но и в тех 2 книгах, где его не было, находилось что-то или кто-то, делавшее книгу не менее интересной - разнообразные чудища, наводнение, путешествие Элли и Фреда под землёй, образ Бофаро и т д.

Флита20: Чарли Блек , Как раз именно с возрастом у меня стал пропадать интерес к сиквелам. Именно они мне начали казаться всё более детскими (ну хорошо, подростковыми). Ведь с возрастом находилось всё более качественных приключенческих, исторических, фантастических (а потом и фэнтезийных) книг, с которыми эти сиквелы конкурировать не могли. А ВИГ, наоборот, чем далее тем более стал восприниматься (и сейчас воспринимается) как притча для всех возрастов (ну и для семейного чтения, конечно). В моём личном опыте был момент (лет в 18), когда мне захотелось (и получилось) от души "отдохнуть перед дальней новой дорогой", перечитав ВИГ... и никаких продолжений не понадобилось. Прочитанная, наконец, лет в 20 книгой (до этого был газетный вариант) ТЗЗ вообще никаких воспоминаний не оставила. Продолжения я сейчас вспоминаю... потихоньку...

Чарли Блек: Флита20 пишет: Как раз именно с возрастом у меня стал пропадать интерес к сиквелам. Именно они мне начали казаться всё более детскими Конечно, все мы взрослеем, интересы при этом меняются, что совершенно естественно ) Я и теперь порой перечитываю Волкова (сиквелы чаще, ВИГ реже), но конечно уже не с тем увлечением, которое было в детстве. Да и в целом, когда человеку за сорок, как мне, всерьёз волноваться за вымышленных героев, радоваться их радостям и огорчаться их горестям уже как-то не особенно получается, даже если хотелось бы. Остаётся только хранить добрую память о книгах, которые радовали в детские годы ) Флита20 пишет: А ВИГ, наоборот, чем далее тем более стал восприниматься (и сейчас воспринимается) как притча для всех возрастов (ну и для семейного чтения, конечно). Здесь я бы сказал так... ВИГ наделён философским подтекстом, который, пожалуй, глубже, чем в любом из Волковских продолжений. Да и Баум в этом смысле не сумел превзойти свою первую книгу, хоть и написал потом ещё 13 частей. Философская глубина, притчевость и т.д. - действительно то, за что ВИГ ценят взрослые читатели. Для меня однако ирония судьбы состоит в том, что любимой сказкой моего детства ВИГ стал совершенно независимо от вложенной автором философии. В ранние свои годы я вообще не понял, что Гудвин перехитрил друзей Элли и дал им плацебо для уверенности в себе, а искомые качества они уже и так обрели сами. Мне казалось, что Гудвин всё-таки научился чуточку колдовать (он даже в тексте говорит похожую фразу), вот и исполнил желания. Т.е. главная идея книги прошла мимо меня, но это ничуть не помешало сказке стать любимой на долгие годы. Ныне же я, естественно, понимаю авторский замысел, важность веры в себя, красоту финальной закольцовки с башмачками, которые с самого начала были при Элли, но... перечитывать книгу особо уже не тянет. Сюжет известен, приключения известны, многие фразы помнятся наизусть, и читать в 125-ый раз, как герои идут к мечте по дороге из жёлтого кирпича, уже почему-то скучновато ) А отсюда рождается сомнение: так ли уж важна вся эта философия, глубокомысленно вложенная автором, ценимая литературной критикой, но вряд ли значимая для непосредственно целевой аудитории - читателя-ребёнка. Флита20 пишет: перечитав ВИГ... и никаких продолжений не понадобилось. Прочитанная, наконец, лет в 20 книгой (до этого был газетный вариант) ТЗЗ вообще никаких воспоминаний не оставила Ну, мне в этом смысле очень повезло ) Все шесть книг были прочитаны ещё до школы, и все без исключения были восприняты "на ура" - с огромнейшим интересом и увлечением, которое на многие годы потом стало частью моей жизни Поэтому когда я слышу, что Волков исписался после третьей книги, после пятой, после второй, после первой (а такие мнения встречаются часто даже среди любителей его сказок) - я в глубине души только удивляюсь, т.к. по опыту прекрасно помню, что это совершенно не так. И с грустью сознаю, что если бы сам впервые прочёл Волковскую серию только сейчас, то скорее всего тоже не ощутил бы её красоты. В глаза бросились бы нестыковки, огрехи слога, схематичность сюжетов и всё то, что обычно предъявляют Волкову в качестве критики. А то главное очарование, благодаря которому все эти недочёты не имеют никакого значения, осталось бы незамеченным.



полная версия страницы