Форум » Сказки Изумрудного города » К вопросу о темпоральной дихотомии в Изумрудном Универсуме » Ответить

К вопросу о темпоральной дихотомии в Изумрудном Универсуме

Конректор Паульман: Как явствует из текста Канонического Источника, демиургом Изумрудного Универсума (далее - ИУ) выступает Гуррикап. Тем не менее, он отнюдь не является творцом человеческого сообщества. Мы все помним, что, даровав способность говорить всем живым существам, он с удивлением для себя обнаруживает наличие в мире, им преображенном и обособленном от других миров - людей (возможно, и нечеловеческих созданий, но впрямую об этом речь не идет). Существование людей предполагает наличие некоей социальной структуры. Особенности этой структуры автор не описывает, но из текста ВИГ и его продолжений явствует, что автор умозрительно конструирует его исходя из привычного образа средневекового города как феномена позднего феодального общества. Следовательно, восприятие течения времени у людей соответствует традиционному (архаичному) типу мышления. Я не веду сейчас речь об освоении реального исторического хронотопа, это задача литературоведов. Я собираюсь рассмотреть особенности восприятия пространства-времени людьми этой "условно-средневековой" эпохи, посвятив этому развернутую статью. Такая постановка задачи объективирует поиск некоей "точки отсчета", с которой может начаться Счет времени. Интуиция подсказывает. что по аналогии с "реальной жизнью", ИУ имманентно должна быть присуща осевая дихотомия средневекового сознания - а именно - восприятие времени как дихотомии, разлома - "до нашей эры" и "нашей эры". Поскольку от сотворения мира до описания в ВИГ прошло немало времени, представления подобного рода вполне могли сформироваться и укорениться в общественном сознании народов ИУ. Выдвину гипотезу: некоторые события жителями ИУ воспринимаются как "нашей эры", а другие - "до нашей эры", пользуясь более привычной терминологией - "до рождества христова" и "от рождества христова. Собственно, вопрос: а какое историческое (мифологическое) событие могло стать этой "точкой отсчета"?

Ответов - 13

Donald: Конректор Паульман пишет: а какое историческое (мифологическое) событие могло стать этой "точкой отсчета"? Вопрос обыкновенной, а название темы вы придумали будь здоров... Думаю, что на момент начала ВИГа жители ВС(кроме рудокопов и Марранов) считали началом летоисчисления прилёт четырёх фей.

Рамина: а люди зеленой страны прилёт Гудвина

Donald: Рамина пишет: а люди зеленой страны прилёт Гудвина Скорее основание Изумрудного города. Разница там небольшая, от силы года два, но всё же.


Эмералда Джюс: Donald пишет: а название темы вы придумали будь здоров.. Точно! Слишком многа букафф!

Железный дровосек: Ась?

саль: Конректор Паульман пишет: Собственно, вопрос: а какое историческое (мифологическое) событие могло стать этой "точкой отсчета"? У людей тогдашних, только мифологическое. Но была ли у них мифология вообще. Может быть и не было. И время они считали от детства собственного дедушки?

саль: Я уже говорил. Зачем людям, живущим без нужды, без дальних перемещений, сложных взаимодействий между собой и без природной сезонности календарь? Всё, что они знают, смену дня и ночи. Начало полевого сезона определяется по полноте закромов.

Железный дровосек: саль пишет: без природной сезонности ИМХО, не факт. И ЖД точно знал, что в году 365 дней.

саль: Но ведь Железный Дровосек не сказал, что год – это 365 целых и 242199 миллионных средних солнечных суток! С другой стороны, у нас нет никаких оснований утверждать, что злосчастный дождь пролился ровно день в день год назад, и его дата с днем прихода Элли и Страшилы по Канзасскому счету (допустим - 20 мая) совпадает абсолютно с точной разницей в календарный год. Всё это весьма приблизительно, и допуск может доходить и даже превышать месяц. Кроме того, можно быть уверенным, что Дровосек, стоя в лесу, не отсчитывал дни с педантичной скрупулёзностью, даже от нечего делать, и разумеется не вёл записей. То есть, на самом деле, сколько он простоял в лесу, он и сам, конечно же, не знает. Это может быть и двести дней, и четыреста. Ясно только одно – «очень долго». Мера «год» употреблена и Баумом, и Волковым именно в этом смысле, и использована просто для компактности и выразительности текста. ( между прочим у Баума вообще «for more than a year»). А фразу о количестве дней в году Волков ввел, чтобы подчеркнуть не только количественную, но и качественную разницу в копилке знаний между «двумя пугалами» во исполнение своей концепции, что знаний Страшила набрался от Железного Дровосека за время их совместного путешествия. Одновременно он отобразил в их разговоре врожденную живость ума Страшилы, который ловко осадил такого знающего Дровосека, попробовавшего было говорить с ним свысока. Поэтому 365 дней – просто оговорка, красное словцо. Дровосек знает его оттуда же, откуда Страшила знает число «три». (кто его учил даже такому начальному счету? Фермер? Вороны? Элли?). С таким же успехом Железный Дровосек мог сказать – «больше трёхсот дней!» или «почти полтысячи». Для Страшилы, знающего счет только до трех, вполне достаточно. Тут просто выбор автора в пользу той же компактности, выразительности (и не исключено, что и познавательности) текста сказки. (но лично я думаю, что он перестарался) Прочие данные говорят иное. Не могут люди, меряющие время дня по положению солнца и отзывающиеся о городе, лежащем в трёх днях ходьбы, что он «где-то очень далеко» иметь точного календаря. Тем более, повторю, что при вечном лете он и не нужен. Для измерения больших промежутков времени, например, этапов собственной жизни, гораздо удобнее пользоваться круглыми цифрами, легко разбиваемыми на дольные единицы.(как у самых древних египтян, 12 месяцев по 30 дней, итого 360. Чем плохо?). Все эти точные измерения и правила дополнительных дней-вставок в конце месяцев, годов и веков нужны только для того, чтобы лето не убегало в зиму. (как постоянно происходит у мусульман, но даже и их это не шибко расстраивает) Примерно также, на глазок, в таком обществе должны считаться и прошедшие века – «это было ещё при старосте Бабае, но до Большой Драки, думаю, что твой пра-пра-дедушка был в те времена еще мальчиком».

саль: Другой вопрос. Если в старину были короли, куда они потом делись? Причем по всей стране не осталось ни одного, даже завалящего королишки (типа Монако). И тут, мне кажется, может быть единственный разумный ответ. Их извели волшебницы. Стелла и Виллина наверняка действовали менее грубо, но важен результат. Такой вывод – единственный логичный, и одновременно по-Волкову! Например, для чего использовала Бастинда Летучих Обезьян, когда захватывала Фиолетовую страну? Припугнуть Мигунов? Для этого хватит роя пчёл и одного волка. А вот разбить королевское войско – другое дело. На этих зонтиком не помашешь, и зверей они перебьют не хуже Элли. С пчёлами, и теми управятся. А Обезьяны – сила. Только принудительным волшебством можно было вернуть народы и народцы, достигшие цивилизации, в первобытное состояние. Но отсюда, кстати, напрашивается однозначный вывод. Никакой Страшила, Железный Дровосек и Прем Кокус не остановят исторического прогресса. Искусственно прерванный ход развития возродится. В странах назреют силы, вечных правителей сдадут в музей, и начнётся. Урфин был только первой ласточкой. Беспощадная Весна впереди. Будут ли вмешиваться добрые волшебницы? Так или иначе, рано или поздно, но всё равно вмешаются. Не они придут, так к ним нагрянут. Вот вам и прогноз, и сценарий на двести лет вперёд. Первую часть можно назвать «Заговор трёх академиков».

Железный дровосек: саль пишет: Но ведь Железный Дровосек не сказал, что год – это 365 целых и 242199 миллионных средних солнечных суток! А должен был?саль пишет: Кроме того, можно быть уверенным, что Дровосек, стоя в лесу, не отсчитывал дни с педантичной скрупулёзностью, даже от нечего делать, и разумеется не вёл записей. Можно. саль пишет: Поэтому 365 дней – просто оговорка, красное словцо. Дровосек знает его оттуда же, откуда Страшила знает число «три». (кто его учил даже такому начальному счету? Фермер? Вороны? Элли?). С таким же успехом Железный Дровосек мог сказать – «больше трёхсот дней!» или «почти полтысячи». Для Страшилы, знающего счет только до трех, вполне достаточно. Тут просто выбор автора в пользу той же компактности, выразительности (и не исключено, что и познавательности) текста сказки. (но лично я думаю, что он перестарался) Абсолютно согласен. Но он ведь дровосек, а не астроном. Ему и незачем. саль пишет: Урфин был только первой ласточкой. Беспощадная Весна впереди. +100500!

Sabretooth: Рудокопы исчисляли время от изгнания Бофаро в Пещеру Зеленостранцы - от прилёта Гудвина (до него сложно сказать, может быть, вообще не исчисляли) Жевуны, Мигуны, Болтуны, Виллинцы - от прибытия волшебниц. Гномы - от усыпления Арахны Марраны, Лисы, Гигантские Орлы, Мыши, Летучие Обезьяны, Летучие Мыши время не исчисляли, но знали, что такое год - Карфакс говорит, что ему 80 лет.

Чарли Блек: Sabretooth пишет: Марраны, Лисы, Гигантские Орлы, Мыши, Летучие Обезьяны, Летучие Мыши время не исчисляли, но знали, что такое год - Карфакс говорит, что ему 80 лет. Ещё есть Кагги-Карр, которой в УДиеДС 102 года. Впрочем, не исключено, что на самом деле ей 228 или 316, просто она немножечко молодится ) А лисы, кстати, вполне сумели отсчитать 8 лет, ознаменованные бесчинствами Саблезубого тигра )



полная версия страницы