Форум » Сказки Изумрудного города » Перечитывая «Урфина Джюса»... » Ответить

Перечитывая «Урфина Джюса»...

Чарли Блек: По аналогии с темой о перечите ЖТ сделаю темку и о 2-й книге — для всяких ранее незамеченных мелочей и пришедших на ум соображений по тексту.

Ответов - 108, стр: 1 2 3 4 5 6 All

schwarz: Чарли Блек пишет: Может быть, Гудвин построил только городскую стену, дворец, да несколько башен? Украсил изумрудами, стекляшками и сменил название города на более звучное?) Вполне вероятно, что так и было. И такая реконструкция вполне укладывается в относительно небольшие временные рамки.

Чарли Блек: 6. До сих пор я считал, что в УДиеДС Элли и её спутники тоже шли через маковое поле. Это казалось немного странным: во-первых, поле должно было лежать ниже вдоль берега реки; во-вторых, ничто не мешало его обойти; в-третьих, непонятно, куда подевалось поле в следующих сказках. Теперь же, перечитав соответствующую главу, я с удивлением обнаружил, что ни о каком пути через маковое поле Волков не пишет. Видимо меня ввела в заблуждение охватившая путников сонливость:Кагги-Карр сидела на плече у моряка, и скоро ее охватил неодолимый сон. Элли пришлось взять ворону на руки. Скоро и девочке захотелось спать, но она крепилась и шагала, держась за руку дядюшки Чарли. Так прошли несколько миль, и вдруг Лев остановился, а Тотошка присел на задние лапки и повернул мордочку назад. — Я чую запах краски и дерева, — сказал он. Сон у Элли мгновенно прошел и она испуганно прижалась к дяде Чарли.Возможно тяга ко сну объяснялась тем, что путники двигались ночью. Либо всё-таки ветер донёс до них ядовитые дуновения с макового поля, но тогда Тотошка должен был бы заснуть раньше Элли.

саль: Чарли Блек пишет: До сих пор я считал, что в УДиеДС Элли и её спутники тоже шли через маковое поле Очевидное заблуждение. Ни в одной из книг желтая дорога через маковое поле не проходит, тут полное соответствие и совпадение. Но сонливости путников я никогда не придавал должного внимания. Кроме того, есть такая деталь, что они не пёрли напролом прямо по главной дороге, Кагги Карр обещала провести их потайными окольными тропинками. так что может быть и по краю макового поля.

Маккуро Куроске: Чарли Блек пишет: Может быть, Гудвин построил только городскую стену, дворец, да несколько башен? Очень даже вероятно. Тут многое зависит от того, что понимается под термином "город". Может, до Гудвина там был "town", а Гудвин построил "city". Как Юрий Долгорукий, согласно летописям, "заложил град Москву" через несколько лет после того, как написал "приди, брат, ко мне в Москов". Сперва Москва была просто селением, а с постройкой стен стала "градом".

tiger_black: Маккуро Куроске пишет: Может, до Гудвина там был "town" там фермы вокруг...

саль: Чарли Блек пишет: Может быть, Гудвин построил только городскую стену, дворец, да несколько башен? Украсил изумрудами, стекляшками и сменил название города на более звучное?) Очень сомнительно. Прежде всего - городов по всем цветным странам нет вообще. Есть деревни, фермы, дворцы и замки. В городах не существует необходимости. при обилии питания, отсутствии опасности враждебного нападения. Ремесленникам не требовалось стягиваться в специальные поселения от малости спроса на их продукцию и малых размеров самих стран. (Урфину для сбора дани хватало прогулки с тачкой) Есть и другой аспект. Город - не деревня, в нём обязательно существует постоянное управление. Схода недостаточно. Гудвин сел не в город а где-то на отрытой местности. Затем ему требовалось прийти пешком в этот город. с ним бы там разговаривала не ошеломлённая толпа, а прежде всего представители какого-то муниципалитета, более спокойные и недоверчивые люди. Убедить их затевать работы по возведению стен надо еще постараться. Другое дело - разрозненные фермеры. каждый сам по себе. Вокруг Гудвина складывается актив из активистов и наиболее горячих его приверженцев. Это какие-нибудь люди без привязки к собственному хозяйству - переходящие батраки, отделившиеся, но ещё не определившиеся сыновья, любопытные бродяги и т.п. Набрав десятка два таких ярых приверженцев, Гудвин сразу будет представлять по меркам страны фермеров внушительную силу, с которой можно начать затевать какие-нибудь проекты. А там дальше-больше. И ещё. Я почему-то уверен, что не сам Гудвин назвал город Изумрудным, что это вообще не является его именем в нашем понимании.

Чарли Блек: саль пишет: Прежде всего - городов по всем цветным странам нет вообще. Есть деревни, фермы, дворцы и замки. В городах не существует необходимости. при обилии питания, отсутствии опасности враждебного нападения. Ремесленникам не требовалось стягиваться в специальные поселения от малости спроса Теоретически могли быть и другие причины появления городов. В тексте гексалогии помимо Изумрудного города пару раз упоминаются Фиолетовый и Розовый города. В Розовый город тайно летал Урфин Джюс, чтобы договориться о закупке мебели. С Фиолетовым не очень понятно - есть он, или это случайная авторская обмолвка. Само слово «город» в русском языке изначально означает огороженное место. То есть, любая деревня в три двора, если возвести вокруг неё хотя бы деревянный частокол, вправе претендовать на звание города. Какие могут быть причины возведения стены или укреплённого забора? Либо угроза нападения врагов, либо защита от диких зверей. К примеру, изгнанники во главе с Бофаро, едва придя на приглянувшееся им место, первым же делом занялись постройкой стены. Вражеские нападения полностью исключать я бы не стал. По канону, в истории ВС был период мирного благополучия, завершившийся прилётом 4-х волшебниц. В этот период народы не воевали друг с другом, обходились без королей, а возможно и без государств. Но города могли возникнуть раньше, в эпоху войны всех со всеми. Или позже, когда поделённая между феями страна существовала в шатком равновесии. Недаром же была построена Дозорная башня. И Гудвин почему-то боялся волшебниц, а волшебницы - Гудвина. Дин Гиор рассказал Урфину, что о войнах прочитал в летописях, а о воинских приёмах - в старинных военных рукописях. Тут появляется вопрос: где Дин Гиор их взял? Ведение летописей и хранение рукописей - в моём представлении не очень сочетается с деревенским образом жизни. Это же не амбарная книга, которую можно хранить на ферме. Кроме того, города могли возникнуть не только из страха перед враждебными силами. Например, жители Розовой и Жёлтой стран могли селиться поближе к резиденциям своих фей в надежде на какие-то «бонусы» и «плюшки» )) Или просто быть поближе к чудесам) В то время как Жевуны, например, инстинктивно селились подальше от Пещеры Гингемы, и Урфин на их фоне оказался редчайшим исключением. Теоретически, тогда и у Мигунов не возникло бы города - все просто разбежались бы прочь от дворца. Но тут сказывается разница в характерах Гингемы и Бастинды. Гингему устраивало отшельническое существование, а вот Бастинду терзало тщеславие, ей хотелось пышности. Она мечтала, например, запрячь в коляску Льва «и кататься по праздникам, чтобы Мигуны говорили: "Смотрите, какая могущественная наша повелительница Бастинда — она сумела запрячь даже льва!"». Поэтому вероятно злая фея следила, чтобы окрестности дворца не опустели. Возможно ввела даже «крепостное право» с запретом на переселение)) По крайней мере, тогда становится понятной фраза о «рабстве» Мигунов)

schwarz: По аналогии с развитием мира города всё же вполне могли возникать на месте поселений, городищ, где грань между деревней и городом в реалиях древних условна. Мой пример - Крым, конкретно город Евпатория, в древнегреческую эпоху бывший Керкинитидой, в турецкую - Гезлёвом. Сейчас ведь все три названия отождествляют с одним городом, хотя его границы и количество населения во все времена отличаются значительно.

Чарли Блек: 7. При свете факелов стало видно, что из темного отверстия в стене пещеры вылезает какой то огромный неведомый зверь. У него было толстое круглое туловище, покрытое густой белой шерстью и шесть коротких толстых лап с длинными когтями. Голова чудища, круглая и толстая, сидела на короткой шее и в широко раскрытой пасти виднелось множество коротких и острых зубов.Интересно, каким виделся Волкову Шестилапый изначально. На рисунках ЛВ в УДиеДС Шестилапого нет вообще (хотя в тексте их по-моему двое). В СПК появляется Шестилапый, похожий на мохнатого бегемота. Однако, перечитав описание, я подумал, что может быть Шестилапый первоначально задумывался похожим на пещерного медведя или даже на ленивца. Во время боя с Шестилапым Лев планировал «сбить противника с ног и перервать ему когтями горло». Значит, шея Шестилапого хоть и короткая, но не такая толстая, как у бегемота.

Чарли Блек: 8. Самым странным в наружности Шестилапого были его огромные круглые белые глаза, в которых отражался багровый свет факелов.А тут сразу вспоминается многострадальный кукольный мультик по ВИГ-СПК, где Шестилапый изображался в основном в виде огромных горящих во тьме глаз)

Эмералда Джюс: Чарли Блек пишет: огромных горящих во тьме глаз) А мне при этих словах приходила на ум сказка "Огниво", где были собаки с огромными глазами)

Чарли Блек: Эмералда Джюс пишет: А мне при этих словах приходила на ум сказка "Огниво", где были собаки с огромными глазами) Помню-помню, глаза величиной с блюдце, или с мельничный жернов)

Чарли Блек: 9. Летевший на ящере человек в коричневом платье, в синем колпачке на голове, имел воинственный вид.Синий колпачок означает, что когда Элли и её спутники шли через подземный ход, у власти в Пещере был синий король. Если очерёдность правления шла "по радуге", то, получается, война с Урфином Джюсом продлилась ещё не менее 4-х месяцев, так как на момент бегства Билана в Пещере царил зелёный король.

саль: Чарли Блек пишет: Синий колпачок означает, что когда Элли и её спутники шли через подземный ход, у власти в Пещере был синий король. Да если бы так! Волков никогда не возвращался к этому месту и не уточнял цвет колпака. То есть, или вытекающая из синего колпачка хронология устраивала автора, или он не понял, какой вывод можно сделать из синего цвета. Иными словами - данное место относительно колпака - не канон. Вот если бы он исправил цвет на любой другой - тогда да, был бы смысл говорить о сознательном вмешательстве. Ведь и дворец он описывает не расцвеченный в разные цвета спектра по секторам, а просто раскрашенный во все цвета радуги. Но в принципе это место могло бы позволить усомниться в верности рассказа Владимирского о смене 12 королей на 7.

саль: Каким виделся Волкову шестилапый? Тут имеет смысл говорить только о расположении лап. На круглом, то есть шарообразном теле, они не обязательно должны были составлять три пары. Не обязательно все шесть ног должны были быть примерно равной длины. А голова. шея... Тут очень мало вариантов.

Чарли Блек: саль пишет: Каким виделся Волкову шестилапый? Тут имеет смысл говорить только о расположении лап. Но всё же, когда автор придумывает чудище, он обычно представляет себе некий прототип (или сразу несколько прототипов). Баум, не мудрствуя лукаво, порождал гибридов: тигромедведи, летучие обезьяны, а позже и крылатые львобезьяны. Бывает ещё конечно собирательный тип чудовища, вроде дикого зверя в каморке у Гудвина: тут не то что даже скрещиваются два или три животных, а просто надёргивается с миру по нитке - побольше глаз, щупалец, ног, рогов, зубов и т.д. Про Шестилапого у меня ещё мелькнула мысль, что он мог быть похож на большого толстоногого паука. По крайней мере, круглое тело и голова хорошо вписались бы в эту гипотезу. Но тогда, описывая появление Шестилапого, Волков вероятно употребил бы глагол "выползает", а не "вылезает". Да и при бегстве "нелепо выбрасывать ноги" такой Шестилапый не смог бы. А Чарли Блеку эти ножищи помешали бы накинуть лассо на голову зверя.

Чарли Блек: 10. — У меня есть вещь, которая принесёт узникам освобождение. <…> — Он порылся в рюкзаке и вытащил маленькую стальную пилку. — Этой пилой можно перепилить любую решётку. <…> — увы! — Кагги-Карр не могла удержать в клюве пилу. Инструмент был слишком тяжёл, он перетягивал голову вороны вниз, а потом выскальзывал из клюва. А тут мне пришло на ум, что можно ж было отломить от пилы небольшой кусок, такой, который был бы вороне по силам. Даже маленького кусочка пилы вполне хватило бы, чтобы перепилить решётку (хотя конечно работать пришлось бы дольше). Вряд ли 5-6-сантиметровый фрагмент пилы тяжелее, чем кисть чудесного винограда. Кроме того, уже когда-то высказывалась мысль, что пилку ворона могла бы нести не в клюве, а в когтях. Достаточно было бы просто обернуть груз бумагой или тряпицей для удобства, либо соорудить пакетик)) 11. Ещё обнаружилась маленькая нестыковка на рисунке ЛВ: там, где Дин Гиор вытягивает Фараманта из камеры при помощи своей бороды, в верху рисунка изображена Кагги-Карр, которой на самом деле там быть не могло. По крайней мере, в тексте ни полслова не сказано о том, чтобы ворона отправилась сопровождать Элли в её рискованной вылазке с башни.

саль: Чарли Блек пишет: А тут мне пришло на ум, что можно ж было отломить от пилы небольшой кусок, такой, который был бы вороне по силам. Даже маленького кусочка пилы вполне хватило бы, чтобы перепилить решётку Мы не знаем, как выглядела эта пилка, и что собой представляло стальное режущее полотно. Зто могла быть полоса вовсе не хрупкая, а пластичная, и достаточно толстая, чтобы ее просто было переломить руками. То есть, что-то вроде треугольного напильника с неравными гранями. (ведь инструмент походный - должен быть компактным). Впрочем, при наличии Железного Дровосека... Но тут опять. Железный Дровосек во 2 книге гораздо сильнее, чем в 1, но нигде не сказано, что у него очень сильные пальцы, а не только руки и ноги. Ведь это вовсе не обязательно должно подразумеваться.

саль: Чарли Блек пишет: Да и при бегстве "нелепо выбрасывать ноги" такой Шестилапый не смог бы Почему? Вполне смог бы.

Чарли Блек: саль пишет: Почему? Вполне смог бы. Хотя, может быть, и вправду смог бы... 12. Вообще в эпопее с освобождением четырёх пленников при строгом рассмотрении можно найти несколько странностей. Во-первых - общий совет на верхушке башни. Ранее автор упоминает, что узников было видно из любой точки города. Значит, появление на площадке дяди Чарли и Элли происходило фактически в поле зрения нескольких тысяч человек, и следовательно, могло в любой миг стать известно Урфину Джюсу, Руфу Билану и т.д. Во-вторых, вся затея с подземным ходом была задумана, чтобы не идти по охраняемой дуболомами и полицейскими местности. Однако затем Элли с беглыми Фарамантом и Дином Гиором как раз идёт от города до начала подземного хода поверху, невзирая на возможность поимки. В-третьих, мне до сих пор не очень понятно обоснование необходимости освободить всех пленников одновременно. Элли, а за нею и все остальные считают, что в случае бегства Страшилы и Дровосека гнев Урфина обрушится на Фараманта и Дина Гиора. Я в этом логики не вижу. Ясно же, что Дин Гиор с Фарамантом не могут быть виновны в побеге двух других узников. Ещё понятно было бы, если бы они сидели в одной камере, но этого не наблюдается. Максимум, что мог бы сделать Урфин - приказать построже стеречь оставшихся пленников, но вряд ли он стал бы вымещать на них свою досаду. В-четвёртых, предлог, который изобрела Элли, чтобы проникнуть в ИГ, кажется слишком рискованным. Маловероятно, чтобы в окрестностях ИГ встречались другие желающие порадовать узурпатора ягодами или иными угощениями. Будь дело не в сказке, появление «пожилой фермерши» с корзинкой вызвало бы подозрения, лазутчицу должны были бы сразу задержать, обыскать, нашли бы пилку, и адью. Большой вопрос, что тогда предприняли бы Страшила, Дровосек и Чарли, не дождавшись Элли на верхушке башни. В-пятых, если Фарамант, Дин Гиор и Элли, спасаясь из ИГ, смогли без проблем перелезть через городскую стену, становится непонятно, почему армия Урфина при штурме не сделала того же самого, а продолжала раз за разом атаковать ворота.



полная версия страницы