Форум » Сказки Изумрудного города » Vote: Самая "взрослая" книга гексалогии? » Ответить
Vote: Самая "взрослая" книга гексалогии?
Siverius: Имеется в виду, конечно же, не "рейтинг" той или иной книги, а именно смысл, подтекст, вложенный в неё автором... который, возможно, дети поймут только тогда, когда подрастут)))
Анни: Флита20 пишет: ВИГ Волкова, если кратко, - это гениальная авторская адаптация произведения Баума в другую (условно, "нашу") культурную среду. Сиквелы, на мой взгляд, выезжают на этой гениальности, постепенно её теряя. Вторая книга по популярности не уступает ВИГ, обычно когда говорят про творчество Волкова первым делом вспоминают ВИГ и Урфина Джюса. Есть любители творчества Волкова, которые больше любят другие книги, обычно фанатам Урфина или Рамерии ВИГ мало интересен, там нет их любимых героев, да и часто он кажется им слишком детским.
Чарли Блек: Флита20 пишет: Чем масштабнее описываемое событие, тем дальше от художественной литературы и ближе к документалистике. Нет? Сложно сказать ) Зависит от того, на чём сосредоточен фокус повествования - на частном или на глобальном. У "Властелина колец", например, размах взят поистине грандиозный, но автор не устаёт уделять внимание маленькой группе Фродо, Пиппина, Мерри и Сэма (или как их там звали). "Война и мир" Толстого - тоже куда как глобальные события, срез эпохи, война с Наполеоном. Однако статус художественного произведения у этой вещи не отнять. Как, кстати, и у романов Дюма, интрига которых увязана с грандиозными историческими вехами. И совсем уж нарушается закономерность, если обратиться к кинематографу. Целый жанр супергеройских фильмов завязан на спасении планеты, человечества, галактики, вселенной, - но при этом крайне далёк от документалистики. Однако бывает и вправду, что автор чересчур увлекается глобально-историческим контекстом, забывая о своих персонажах, и тут уже документалистика реально торчит из всех щелей. По этой причине я когда-то не осилил "Чёрного консула" А.Виноградова о временах ВФБР.
Manteuffel: Лично я считаю самыми взрослыми третью и четвертую. Символично, но они находятся в "середине" цикла, одна из которых закрывает первую трилогию, а вторая открывает открывает второй цикл. 1-2 как бы проба пера (а первая книга вообще перевод) где автор набивает руку, а 5-6 книги явная стагнация, а вот в 3-4 автор на пике формы. Обе книги самые депрессивные в цикле, что выделяет их СПК - самая историческая история в цикла. Волков серьезно так взялся за миротворчество. Подземная страна внутренняя вселенная во вселенной. Атмосфера сумрака и вечная осень, романтический антигерой (принц Бофаро) изгнание мятежников в "ад" (подземное царство явная аллюзия на подземное царство мертвых, откуда не возвращаются) Путешествие Элли и Фреда по подземной реке (опять же вспоминается Лета) ну и Элли навсегда покидает Волшебную страну, при том что все это знают/понимают. По сути мало светлых моментов и мир, где сказка закончилась. ОБМ - продолжает эту тенденцию. Терзания Урфина, трагическая история Карфакса, депрессия Страшилы по причине отбытия Элли. Здесь же первый временной скачок, где перед читателем мир после окончания сказки, где от сказки мало что осталось, и есть просто сломленные личности, пытабщиеся как-то обустроиться в новых реалиях... Правда во второй половине книги, с появлением Энни и Тима начинается просветление
Анни: Donald пишет: Всё-таки именно 1-ая книга и самая жестокая и самая серьёзная и, да простит меня Джюс-Джюлио, она же и самая грустная А что грустного в ВИГ, там грустная только история Дровосека, больше ничего грустного в ВИГ не вижу, наоборот книга оптимистическая, герои прошли все испытания и получили награду.
Алена 25: Что людоед хотел Элли съесть, что Гингема хотела уничтожить весь род людской, рабство у Бастинды, что вся компания через прыгунов шла, они там на них накинулись. Буря там еще какая то была, они еще на плоту каком то переправлялись
Флита20: Анни пишет: А что грустного в ВИГ А расставание со сказкой, друзьями, детством? Ведь сначала не знаешь, что ещё пять книг впереди . И о "взрослости". Несколько раз в жизни, в особо трудные моменты, возникала настоятельная потребность перечитать именно ВИГ, потому что это - притча (пусть и "советизированная", а, может, именно поэтому). А вот про продолжения вспомнила, только когда ребёнку почитать (уже до ТЗЗ добрались, "канонического" ).
Manteuffel: Алена 25 пишет: Что людоед хотел Элли съесть, что Гингема хотела уничтожить весь род людской, рабство у Бастинды, что вся компания через прыгунов шла, они там на них накинулись. Буря там еще какая то была, они еще на плоту каком то переправлялись Не сьел, не уничтожила, осободились, перешла их и т. д.
Флита20: Manteuffel пишет: а вот в 3-4 автор на пике формы А вот это - интересная идея (подкреплённая вполне имеющим право на существование литературоведческим анализом)! Вполне возможно, что именно в этих книгах Волков, как собственно Волков, - автор исторических повестей (в данном случае, сказочных) для детей, с претензией на социальный анализ и сатиру, - достигает пика своей формы. Уже писала, что читая "Скитания" в детстве, была убеждена, что автор - учёный-историк.
Manteuffel: Флита20 пишет: А вот это - интересная идея (подкреплённая вполне имеющим право на существование литературоведческим анализом)! Вполне возможно, что именно в этих книгах Волков, как собственно Волков, - автор исторических повестей (в данном случае, сказочных) для детей, с претензией на социальный анализ и сатиру, - достигает пика своей формы. Уже писала, что читая "Скитания" в детстве, была убеждена, что автор - учёный-историк С творчеством Волкова, помимо сказок, к сожалению не знаком, поэтому не могу подтвердить или опровергнуть, но соглашусь, что в центре цикла Волков как Волков пишет, т.е. то, что ему интересно самому в первую очередь лично.
Sabretooth: Manteuffel пишет: в центре цикла Волков как Волков пишет, т.е. то, что ему интересно самому в первую очередь лично. Причём интереснее всего ему были историко-этнографические моменты - ссылка Бофаро и сторонников в Пещеру, образование Страны рудокопов и её существование, быт и нравы Марранов, пришествие и правление Урфина, а также ещё и описание военных действий и различные производства - как изготовлялись дуболомы, Тилли-Вилли и т д.
саль: Sabretooth пишет: Причём интереснее всего ему были историко-этнографические моменты И мне тоже. Я бы с удовольствием оставил Элли и Страшилу на последней странице второй книги. Как, наверное, и сам Волков. Правда, тогда бы от него откололась самая большая куча читателей. А это понимали в первую очередь в издательствах. Они ведь не для себя печатали, а для почтеннейшей публики.
Флита20: саль, Думаю, всё-таки после третьей... Или уж сразу после первой книги "историю Элли" и "историю ВС" можно было вполне повести разными путями. А вот если бы у Волкова было желание, и издатели допустили два конкурирующих цикла... Ох, замечталась!
Sabretooth: саль пишет: Правда, тогда бы от него откололась самая большая куча читателей. А это понимали в первую очередь в издательствах. Они ведь не для себя печатали, а для почтеннейшей публики. Флита20 пишет: вот если бы у Волкова было желание, и издатели допустили два конкурирующих цикла... В советское время у некоторых книг помимо оригинала был ещё пересказ специально для детей - Гулливер, Робинзон Крузо, даже Гаргантюа и Пантагрюэль. Правда, всё это была литература иностранная и уже на то время считавшаяся классикой. Но теоретически можно предположить параллельные издания "взрослых" и "детских" версий книг Волкова о ВС.
Руслан: Не могу согласиться с пиком формы. Третья - искусственная подгонка под рейтинги и заказ после провала черновика. Какой пик в сдирании из Тома Сойера, которое сам Волков признавал? И попытка закрыть цикл тем самым пророчеством. Четвертая же - ребут, надерганный из кое-как связанных элементов прошлых книг. Да, там много пародии на этнографию, Волков развлекался сам с собой этим отсылками на Тацита, но назвать это пиком сложно. По-моему, пиком у него была именно пятая - где Волковские идеи прогресса против магии, войны на уничтожение и патриотического подвига народа в борьбе с оккупантами соседствуют с условно детским фоном и рейтингом, а не перекашиваются в одну или другую сторону.
Анни: Руслан пишет: Третья - искусственная подгонка под рейтинги и заказ после провала черновика. Какой пик в сдирании из Тома Сойера, которое сам Волков признавал? Особого сходства с Томом Сойером не вижу, похоже только то что мальчик и девочка заблудились в пещере, но у Волкова они даже не заблудились, а не смогли вернутся из за обвала, но сюжетов про блуждания в пещерах было много и без Тома Сойера, а так в Томе всё описано кратко, всего одна глава, больше нет ничего общего с СПК, нет ни путешествия по подземной реке, ни сказочных чудовищ, даже по характеру на Тома больше похож Тим, а не Фред, а девочка в Томе вообще не главная героиня и слишком пассивная, ничего общего с Элли.
Флита20: Анни , И у Тома с Бекки совсем другие отношения, чем у Фреда с Элли...
Руслан: Дело не в том, что не похожи. Дело в том, что Волков прямо писал, что использовал для основы сюжет из Тома Сойера. Это не назовешь пиком формы, если приходится отталкиваться от чужих идей.
Руслан: Если брать именно творческую динамику, то ВИГ - пересказ, низшая точка. Затем Волков идет вверх, удачно сочетая свои интересы (война, прогресс, мужчина-герой) со сказкой во втором томе. Потом - спад вниз, черновик третьей провален. Волков вынужден наспех вдохновляться Сойером, чтобы заменить начало, переписывать элементы старого с новым, да еще и уводит сюжет на закрытие цикла. Пиком это не назовешь. Потом четвертая - ребут из элементов первой и второй, мечущаяся между реализмом и сказочностью. И только потом - пятая, где все, что было во второй (сочетание сказки, прогресса и войны, любимые Волковым) вошли в полный размах. Он нащупал свою золотую формулу и даже использовал наработки из черновика третьей. Ну а потом - снова спад - черновик шестой сыроват, как и итоговая версия спорного авторства. Так что было два рывка творческих вверх ( вторая и пятая), причем в пятой рывок заметно выше. Это его пик.
просточитатель: Руслан пишет: Дело не в том, что не похожи. Дело в том, что Волков прямо писал, что использовал для основы сюжет из Тома Сойера. Это не назовешь пиком формы, если приходится отталкиваться от чужих идей. От Сойера там вообще немного. А так.. Терминатор например а основе рассказов Эллисона. Да и сам Уэллс с машиной времени и Войной миров не новатор)
Manteuffel: Руслан пишет: По-моему, пиком у него была именно пятая - где Волковские идеи прогресса против магии, войны на уничтожение и патриотического подвига народа в борьбе с оккупантами соседствуют с условно детским фоном и рейтингом, а не перекашиваются в одну или другую сторону В пятой книга а) много "воды" b) много юмора. Второго к слову почти не было в 3-4 книгах. Уход в древнюю историю - ребут третьей книги (снова Гуррикап и доисторический период истории Волшебной страны)
полная версия страницы