Форум » Сказки Изумрудного города » Vote: Самая "взрослая" книга гексалогии? » Ответить

Vote: Самая "взрослая" книга гексалогии?

Siverius: Имеется в виду, конечно же, не "рейтинг" той или иной книги, а именно смысл, подтекст, вложенный в неё автором... который, возможно, дети поймут только тогда, когда подрастут)))

Ответов - 142, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

просточитатель: Чарли Блек пишет: Ну, мне в этом смысле очень повезло ) Все шесть книг были прочитаны ещё до школы, и все без исключения были восприняты "на ура" - с огромнейшим интересом и увлечением, которое на многие годы потом стало частью моей жизни Мне и повезло и не повезло одновременно. прочел я в раннем возрасте. Все сразу. 6 в одной. но книги были без картинок. Совсем. И все равно понравилось

Флита20: Чарли Блек пишет: Ну, мне в этом смысле очень повезло ) Все шесть книг были прочитаны ещё до школы, и все без исключения были восприняты "на ура" - с огромнейшим интересом и увлечением, которое на многие годы потом стало частью моей жизни У меня "до школы", причём "вот-вот", был только ВИГ, причем в форме советского мультика на новогодние праздники. Потом мама принесла из библиотеки книжку и читала мне... чУдные были времена! Потом, этим же летом, был (не очень, но всё же) травматический переезд в другой регион страны, а осенью - "первый раз в первый класс". Где-то к концу первого класса у меня произошёл этот переход от "мама, почитай" к регулярному самостоятельному чтению. Помню, что все сиквелы я читала себе уже сама. И так как класса с пятого уже "плотно пошли" мушкетёры, пираты-мореплаватели и научная (и не очень) фантастика, то можно сделать вывод, что увлечение Волковым попало где-то на возраст второго-четвертого классов (ну, фантастика мне с самого начала нравилась, не Волковым единым ). Вот так вот, боюсь, в этом возрасте моя благодарная память волковские сиквелы и сохранила (да, тогда они шли "на ура", если не считать некоторую обиду на Волкова за замену главной героини). В более старшем возрасте перечитывала только разве ТЗЗ в газетных вырезках, собранных читальным залом детской библиотеки (вариант 76-го года?), скорее всего потому, что этот сиквел "проходил по классу" ещё и "космической фантастики" (да ещё и на "почти табуированную" в советской фантастике тему инопланетного вторжения). Но вот когда попала в руки книжная версия ТЗЗ, получилось некоторое разочарование (да и возраст...)...

Алена 25: Флита, те. вам, как я понимаю, что не понравилась ТЗЗ-82, после того, как вы изначально прочили в газетном варианте тЗЗ-76, так? те, вы читали ее газетном вар-те в библиотеке , я так понимаю, да? в вырезках?


Флита20: Алена 25 пишет: Флита, те. вам, как я понимаю, что не понравилась ТЗЗ-82, после того, как вы изначально прочили в газетном варианте тЗЗ-76, так? те, вы читали ее газетном вар-те в библиотеке , я так понимаю, да? в вырезках? Алена, у нас этот разговор уже, кажется, был. Я даже потом в родную детскую библиотеку звонила, чтоб выяснить, что это была за газета... там конечно уже ничего не сохранилось. Да, для меня "каноном" был газетный вариант (комплект газетных вырезок в папочке). Я ждала, "когда же наконец?", думая (наивная), что книга будет более расширенным вариантом привычного текста. Но, во-первых, это оказалось не так, а, во-вторых, книжный вариант попал мне в руки, когда я уже "по-взрослому" (может, слегка высокомерно ) переоценила гексалогию. В общем, "вариант-82" у меня "не пошёл". Как Вы знаете, у меня теперь есть первая трилогия с иллюстрациями Владимирского и вторая (с Энни и Тимом) - с иллюстрациями Канивца. Взяла на себя обязательство до Нового года перечитать всю гексалогию (и прослушать в аудиоформате), а ТЗЗ - аж в обоих вариантах (тут, вроде, есть ТЗЗ-76) .

Алена 25: Флита, ла, я все поняла, спасибо. Да, здесь Тзз есть в обоих вариантах , 76 и 82года )))

Donald: Чарли Блек пишет: Собственно эта сюжетная динамика в какой-то мере разделяет любителей гексалогии на две группы (частично пересекающиеся). Те, кому ближе классическое сказочное начало, пастораль, чистая магия без примеси техники, детский уровень сюжетных угроз, - обычно недолюбливают последнюю книгу, а нередко и всю вторую трилогию, где формальные главгерои Энни и Тим по сути теряются на фоне глобальных событий, социальных потрясений и продвинутой техники. Есть такое, да. Но с замечаниями. Мне и в детстве и сейчас нравится и волшебство, и классическое сказочное начало, но против волшебной техники у меня отторжения нет при одном условии: волшебника техника - часть волшебного мира. Железный Дровосек - уже волшебная техника. Поэтому Тилли-Вилли в пятой книге у меня никакого отторжения не вызвал, он был создан по аналогии. А вот мулы вызвали, потому что в первых трёх книгах Большой мир выглядел вполне как реальный мир первой половины XX века, и мулы в эту картину не вписывались. К тому же не согласен насчёт детского уровня угроз. В ВИГ угрозы серьёзные - Людоед, саблезубые тигры, слуги Бастинды и она сама, наводнение и самая главная угроза для Элли - никогда не вернуться домой. В УДиеДС и СПК тоже серьёзные угрозы. А вот от второй половины ОБМ у меня ещё в детстве были ощущения, что в ней всё понарошку, Энни и Тим отправились в Волшебную страну поиграться чисто из соображения "чем мы хуже Элли". Угрозы жизни для них за всё путешествие было две - пустыня с камнями, где, как выясняется, Волков нарушил предыдущие правила действия камней, и эпизод, когда Тима чуть не схватили после нанесённого им удара Урфину по голове - т.е. во втором случае Тим сам виноват. Финал ОБМ с волейболом и вовсе проседает в сравнении с финалами трёх предыдущих и последующей книги, в нём нет накала. Поэтому я не могу сказать, что я не люблю три вторых книги в сравнении с первыми тремя. Я не люблю конкретно четвёртую и считаю её слабейшей. Пятая как раз вернула и серьёзность угрозы, и нужную атмосферу, и командное взаимодействие, и волшебство. А шестая, где с помощью волшебства пытаются противостоять вторжению технически оснащённых инопланетян, является переворотом пятой, в которой чистому волшебству противостояли с помощью технического волшебства. В шестой вопросы к конкретным эпизодам, о которых мы до сих пор спорим, принадлежат они перу Волкова или нет. Но нечто среднее между ТЗЗ-76 и ТЗЗ-82 мне однозначно бы понравилось больше, нежели ОБМ, хотя у четвёртой книги нет проблем с определением автора.

Флита20: Donald, Хороший анализ, во многом согласна. А уж мулы... Думаю, как инженер Фред бы скорее предложил что-то типа управляемого мини-аэростата. И уж никто бы не отпустил детишек одних. А как они вовремя прибыли в ВС (ну как примерно Чарли Блек заехал к Смитам погостить во второй книге )!

просточитатель: Флита20 пишет: И уж никто бы не отпустил детишек одних. Это же.. Жанр детской литературы.. Мама Муми Тролля да.Или Энид Блайтон с детективами детьми. Или то же Гарри Поттер где дети .. В общем если не такое допущение то детская литература не может существовать в принципе)))

Чарли Блек: Donald пишет: К тому же не согласен насчёт детского уровня угроз. В ВИГ угрозы серьёзные - Людоед, саблезубые тигры, слуги Бастинды и она сама, наводнение и самая главная угроза для Элли - никогда не вернуться домой. Немного детализирую, что я подразумевал под детским уровнем угроз... Центр внимания в ВИГе сосредоточен на истории ребёнка - девочки Элли. И маленькой компании её друзей. Опасности им выпадают серьёзные, но сам масштаб действия - очень узенький: девочка должна вернуться домой, друзья должны уцелеть и добиться исполнения заветных желаний. По сути, это "камерная" история, хоть она и разворачивается на фоне просторных "декораций". При этом путешествие Элли производит заметные изменения в Волшебной стране. Сменяются властители нескольких регионов, два народа освобождаются от рабства, звериные племена - от притеснений и истреблений. Но всё это лишь побочный эффект основной истории. Даже когда Элли по заданию Гудвина идёт освобождать народ Мигунов, она это делает не ради Мигунов, а чтобы вернуться домой. Похожая ситуация в УДиеДС. Там тоже во главу угла поставлены частные судьбы крошечной группы персонажей - ведь Элли с дядей идут в ВС не затем, чтобы спасать народы от владычества Урфина, а прежде всего - чтобы выручить друзей: Страшилу и Дровосека. Попутно, конечно, задача расширяется, но в центре всё-таки по-прежнему - судьба маленькой компании. Да и уровень битв здесь тоже по плечу небольшой группе, в духе "один против одиннадцати": связать или расколошматить десяток чурбанов - уже победа. Сохраняется картина и в СПК. Страсти кипят в конечном итоге вокруг двух заблудившихся детей - Элли и Фреда. Угроза войны, международные переговоры, дипломатическое посольство - всё это ради спасения и возвращения домой двух ребят. Освобождение народа рудокопов и переселение их наверх - попутный, сопроводительный эффект, так сказать фоновый. А вот в ОБМ ситуация меняется. Детям ничего особенно не грозит. На первый план выходят судьбы народов - социально-глобальная повестка, так любимая Волковым. Марраны захватывают ФС и ИГ, терпят поражение от рудокопов, неспособны добраться до Жевунов. Всё это автор описывает с упоением, и происходит всё это без всякого участия Энни и Тима. Дети из Канзаса на этом фоне кажутся лишними, а их полезный вклад (освобождение четырёх узников) описан словно бы нехотя, по необходимости, галопом по Европам. Как будто без канзасских гостей некому было подпоить стражу. Правда, Тим героически крадёт телевизор, но реального проку от телевизора пшик. В итоговой победе он не играет особой роли. Операции же уровня УДиеДС, типа вывести из строя десяток вражеских солдат - в масштабе ОБМ уже не имеют никакого смысла, благо у Джюса две тыщи здоровенных бойцов. Против них бессилен был бы и Чарли Блек с лассо, и Дровосек с топором. Таким образом, ОБМ - уже полноценно социальная история о судьбах народов, и сюжет почти не изменился бы, даже если бы из Канзаса никто не приехал. Глобальный масштаб нарастает в ЖТ. Стране грозит экологическая катастрофа. Народы ощущают на своей шкуре голод, холод, приближение неминуемой гибели. А вот "частным лицам" напротив - ничего на сей раз не угрожает. Страшила с Дровосеком способны пережить Туман, голоду-холоду они не подвержены. Лев мог бы найти прибежище во владениях Стеллы. Энни с Тимом присутствуют, но ничем не рискуют и ничего не делают. Ну, максимум, Тим помог мышиному воинству. Молодец, но без него то же самое спокойно сделал бы Дин Гиор, или Дровосек, или любой из десятков тысяч жителей ВС. Повышение ставок происходит в ТЗЗ. Инопланетное нашествие - угроза уже не ВС, а всему человечеству. Для чего там Энни и Тим - совершенно не ясно. Из всех канзасцев сюжету нужен только взрослый Альфред со своей взрывчаткой, да и та в итоге остаётся не востребована. Страшила, Дровосек, Лев, Фарамант, Дин Гиор - всю книгу вообще в безопасности. Борьба идёт не ради их спасения, а за свободу целой планеты. Так что вторая трилогия - это уже не история ребёнка с собачкой, пары детей или маленькой компании. Это глобальная эпопея о судьбах народов, рас, стран и планет. Сюжет шагнул от детского уровня к взрослому, от личного к общественному, от локального к глобальному.

Sabretooth: просточитатель пишет: Это же.. Жанр детской литературы.. Мама Муми Тролля да.Или Энид Блайтон с детективами детьми. Или то же Гарри Поттер где дети .. В общем если не такое допущение то детская литература не может существовать в принципе))) Да при чём тут мама Муми-тролля, если мир там другой? Давайте ещё "Мальчика-с-пальчик" и "Гензеля и Гретель" вспомним, где родители сами детей в лес отводят и бросают. Там это логично и имеет свои причины. А в ОБМ подобное легкомыслие выглядит абсурдно, особенно на фоне реальных трудностей, которые Элли и Чарли преодолевали в УДИЕДС. А тут чуть у камней повозились, а через горы с ледниками такси в виде Карфакса перенесло.

Флита20: Sabretooth пишет: А в ОБМ подобное легкомыслие выглядит абсурдно, особенно на фоне реальных трудностей, которые Элли и Чарли преодолевали в УДИЕДС. просточитатель, ОБМ - это ведь единственный случай в гексалогии, когда детей отпускают в ВС почему-то именно ОДНИХ (в СПК они пошли просто всем знакомую пещеру посмотреть "на прогулку на денёк"). Интересно, а вот после УДиеДС, вернувшись, дядюшка Чарли рассказал Смитам, что чуть сам не погиб у Камней и их дочку не угробил (то есть, конечно, не сам, но ведь Элли под его ответственность отпустили)? или деликатно "опустил подробности"? . И это был поход в ВС в сопровождении не просто взрослого, а, извиняюсь, "тёртого калача" - "стреляного воробья"!

Флита20: Чарли Блек пишет: Немного детализирую, что я подразумевал под детским уровнем угроз... Чарли Блек, То, о чём Вы хотите сказать, - это, скорее, не "уровень угроз" а "масштабность повествования". Вспомнилось: "На меня и на планету беды сыпллются как груши..." Какова масштабность! Я и планета (Мне где-то "по плечо")!

просточитатель: Чарли Блек пишет: Лев мог бы найти прибежище во владениях Стеллы. А остальные почему нет кстати?

просточитатель: Чарли Блек пишет: Так что вторая трилогия - это уже не история ребёнка с собачкой, пары детей или маленькой компании. Это глобальная эпопея о судьбах народов, рас, стран и планет. Сюжет шагнул от детского уровня к взрослому, от личного к общественному, от локального к глобальному. Я бы не назвал "личный" уровень "детским". вот Глаза другого мира Венса. Ну буквально история прохродимца Кугеля. И все. Но детское ли?

просточитатель: Sabretooth пишет: Да при чём тут мама Муми-тролля, если мир там другой? Давайте ещё "Мальчика-с-пальчик" и "Гензеля и Гретель" вспомним, где родители сами детей в лес отводят и бросают. ну при чем тут мальчик с пальчик. Вот Колдовской сапфир Дельвиг... Кстати очень хорошая книга.. Она могла бы стать очень известной но неизвестна никому...

Donald: Чарли Блек пишет: Немного детализирую, что я подразумевал под детским уровнем угроз... Понял, о чём ты. Да, с точки зрения масштабности угроз первые книги последним уступают. Но вот с точки зрения того, как это подано для читателя, всё иначе. Угрозы для Элли и компании в ВИГ воспринимаются серьёзно, мы легко можем представить себя на её месте. Да и гнёт Бастинды над Мигунами через Фрегозу неплохо воспринимается - это говоря о народах. В УДиеДС Волков даёт нам оказаться на месте Страшилы и Дровосека, томящихся в башне, на месте Элли и Чарли в их трудном путешествии, ну и конечно, на месте Урфина. В СПК мы понимаем опасность через Элли и Фреда - но и угрозу голода и политический кризис понимаем через подземных королей и других рудокопов, которые нам подробно показаны. А вот в ОБМ получается, что мы первые полкниги на месте Урфина (с небольшим отсутплением о Страшиле и строительсте канала), а во второй половине почти никакой опасности не чувствуем, потому что её Энни и Тим не чувствуют. Они как сторонние наблюдатели видят, как марраннов разбивают рудокопы. Опиши Волков эти события от лица участников-рудокопов - напряжения было бы больше. В финале и вовсе Урфин побеждает сам себя и сам от себя пускается в бегство. В этом проблема ОБМ. Иное дело пятая книга, где максимальный уровень угрозы максимально подробно описан через каждого персонажа. В шестой снова начинаются проблемы, так как реальной угрозой пришельцы стать не особо и успели.

Флита20: просточитатель , Я "научили думать правильно" не зря в кавычках дала. Это была ирония над "советской исторической однозначностью" (упс, опять кавычки ).

просточитатель: Флита20 пишет: Я "научили думать правильно" не зря в кавычках дала. Это была ирония над "советской исторической однозначностью" (упс, опять кавычки ))) Я учился в девяностые))) Там в принципе однозначности не было.

Чарли Блек: Donald пишет: а во второй половине почти никакой опасности не чувствуем, потому что её Энни и Тим не чувствуют. Они как сторонние наблюдатели видят, как марраннов разбивают рудокопы Энни с Тимом этого даже не видят ) Они на тот момент уже перебрались через Большую реку и приближались к Изумрудному городу, оставив селения рудокопов далеко позади.

Флита20: Чарли Блек, Тут ещё... Чем масштабнее описываемое событие, тем дальше от художественной литературы и ближе к документалистике. Нет? Вспоминаются "Исторические полотна" обоих Толстых, Яна, Пикуля...



полная версия страницы