Форум » Сказки Изумрудного города » Парность чудес и контрасты в гексалогии Волкова » Ответить

Парность чудес и контрасты в гексалогии Волкова

Чарли Блек: Как известно, в «Огненном боге Марранов» ВС «пополнилась» двумя новыми волшебными артефактами — серебряным обручем лисьего короля и телевизором Стеллы. Недавно до меня дошло, что эти артефакты на самом деле друг другу противоположны: один обеспечивает невидимость, другой, наоборот, даёт возможность видеть гораздо дальше, чем положено обычному человеку. В связи с этим мне подумалось: странно, что это противопоставление никак не «выстрелило» в сюжете. Соответственно возникает вопрос: а не был ли сюжет изначально задуман по-другому — так, чтобы Урфин завладел бы всё-таки тайной волшебного ящика? Тогда для Энни и Тима обруч стал бы по-настоящему спасительным подарком, а не просто красивой безделушкой, реальный прок от которой впервые был получен только в ТЗЗ. Попутно я подумал также, что это далеко не единственный случай парности чудес в сказках Волкова. Ещё в УДиеДС автор ввёл Чёрный камень Гингемы и тут же уравновесил его чудесным виноградом, путь к которому, по законам жанра, подсказала «могильщица» Гингемы — Виллина. Собственно, и в ВИГе противопоставление колдовства Гингемы и Виллины (ураган vs его обезвреживание) — чисто Волковское добавление, в том смысле, что у Баума этого не было. По Бауму и ураган был всего лишь обычной природной стихией, не имевшей никакого отношения к проискам злой ведьмы, — и падение домика Дороти на голову ведьме тоже произошло без всякого вмешательства доброй волшебницы. В «Семи подземных королях» чудесная сила Усыпительной воды противопоставлена нейтрализующему действию бриллиантов. (Не исключено, что именно этот момент подтолкнул редактрису ТЗЗ добавить туда противопоставление, которого не было у Волкова: гипноз vs изумруды). В «Жёлтом Тумане» тоже имеется одно противопоставление, но оно уже меньше связано с колдовством. В этой книге Волков «добавляет» в Волшебную страну одновременно великаншу Арахну и племя карликов-гномов (контраст по росту; + также единичность vs множественность). Тут, кстати, можно выдвинуть и ещё одну вольную гипотезу. Мы знаем, что для борьбы с Арахной создан «боевой робот» Тилли-Вилли. Он сам являет собой живой контраст: внешне — великан, а по развитию — малыш, ребёнок; внешне — злобный урод, а на самом деле — добрейшее, чуткое создание (красота души и т.п.). Но если Тилли-Вилли, противостоящий Арахне, — «на лицо ужасный, но добрый внутри», то спрашивается: не должна ли была Арахна, чья злобная натура несомненна, быть при этом красавицей? Есть у Волкова и полностью неволшебные контрасты. Если Арахна и гномы хоть каким-то «боком» прилегают к волшебству, будучи сказочными существами, то про докторов Бориля и Робиля ничего подобного сказать нельзя. Однако противопоставлены они по целому множеству признаков: 1.Рост, фигура (Бориль низенький и толстый, Робиль высокий и худой как жердь); 2.Характер (Бориль энергичный жизнерадостный холерик или сангвиник, Робиль мрачный, как бы замедленный, флегматик или меланхолик); 3.Мировоззрение (Бориль оптимист, Робиль пессимист); 4.Манера речи (Бориль многословен, Робиль изъясняется краткими рублеными фразами); 5.Анаграмма имён; 6.Сопернические взаимоотношения. Впрочем, особое обаяние этому контрасту придаёт то, что он гармонично сочетает противопоставление и общность. Действительно, в соперничестве неразлучных докторов, пожалуй, больше дружбы, чем вражды. Имена их, хоть и построены по принципу анаграммы, всё же сохраняют рифму. Да и профессия у них общая. Ещё один «половинчатый» контраст — это «семь хитрых замыслов», превзойдённые одним, но зато суперхитрым, замыслом Страшилы.

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

Ильсор: Вообще, о контрастах: очень интересная тема для размышления. И очень многогранная, многообещающая.

Жук-Кувыркун: Насчёт парности между ВИГом и ОБМ. В ВИГе Элли не собиралась убивать Бастинду, но убила её случайно, облив водой и растопив. В ОБМ, наоборот, Тим собирался убивать Урфина, ударив ящиком по голове, но тем не менее не убил.

Лорд Нефрит: Жук-Кувыркун , отлично подмечено... Насчет парностей: мне интересны контрасты, тема противопоставления: Гингема-Виллина, бастинда-Стелла, Арахна-Гуррикап, или в масштабах обычных людей: Руф Билан- Фарамант. Или Тим - Фред Каннинг. интересно смотреть на них в контексте повествования. И конечно, думать о глубине переданного образа, а если речь идет о волшебниках и волшебницах, то об их энергетических характеристиках. Предположение такое как-то даже было: в тот момент, когда Гингема хотела уничтожить весь мир, ее энергия, наверняка, достигла максимума в пределах разрушающей возможности, и она как раз и взялась за дело.. Хорошенький выброс энергии получился! А Виллина это засекла по своей Волшебной Книге, и смогла предотвратить, обратив энергию Гингемы против нее самой.

Маккуро Куроске: Хм-м-м... Подумалось о парности и противопоставлении Гингемы и Бастинды. Первая ненавидит людей настолько, что не просто видеть их не может, но мечтает реально уничтожить - второй нравится иметь услужливых слуг и верных подданных (она даже не чужда желания покрасоваться перед ними - мечтает проехаться в карете, запряжённой львом). Первая живёт в пещере, выглядит совершенно дико и первобытно, жрёт крыс и лягушек - вторая предпочитает дворец, цивилизованный комфорт и всевозможные приятные мелочи развитой материальной культуры, вроде зонтика. Первая, как положено тёмному магу, не любит солнечного света - вторая, напротив, панически боится темноты. Наконец, первая - могущественная волшебница, повелевающая ураганами - вторая полностью утратила волшебную силу и полагается только на артефакты. Возможно, есть и ещё примеры.

tiger_black: Маккуро Куроске у одной два глаза, у второй только один)

tiger_black: Возможно, было, но не увидела. Пару составляют Рамина и Таррига, обе мыши - но одна полевая, а другая летучая. При этом Рамина - фея, а о Тарриге на этот счет ничего достоверно не известно. И еще запараллелены два летучих племени: Летучие Обезьяны и гигантские орлы. Орлы, кстати, противопоставлены еще и змеиному царству, но это противопоставление в каноне не развернуто.

Железный дровосек: Да и есть ли у Змеиного царя царство...

Жук-Кувыркун: Марраны противопоставлены Жевунам. Жевуны напрочь лишены воинственности; Марраны очень даже воинственны. Жевуны плачут при каждом удобном случае; Марраны вообще не плачут. Жевуны носят бороды; Марраны не носят бород. Жевуны не занимаются никаким видом спорта; Марраны занимаются боксом, а впоследствии и волейболом. У Жевунов не существует рабства; у Марранов существует рабство. Жевуны живут в домах с замысловатой архитектурой; Марраны живут в шалашах. В общем, трудно найти более контрастные народы, чем Жевуны и Марраны.

Ильсор: Жук-Кувыркун , действительно поразительный контраст.

Жук-Кувыркун: Хотя я не совсем прав насчёт бород. Марраны специально выводят бороды, они их принципиально не хотят носить. Но при этом Жевуны вовсе не отращивают бороды столь же принципиально. Так что в данном случае Жевуны всё же не контрастны Марранам.

Чарли Блек: Жук-Кувыркун пишет: Жевуны не занимаются никаким видом спортаНу, на сей счёт достоверных сведений нет) Жук-Кувыркун пишет: У Жевунов не существует рабства Жевуны сами были в рабстве у Гингемы.

Чарли Блек: Ещё обнаружилась маленькая симметрия: В ТЗЗ рабство арзаков началось на обманном пиру, куда менвиты заманили своих соседей и применили к ним гипноз. Освобождение арзаков в финале повести тоже происходит во время «коллективной трапезы», но теперь уже жертвами обмана становятся сами менвиты.

Ильсор: Чарли Блек , а ведь точно! Два пира - и два результата.. Парность событий!

Лиловый: Замечательные рассуждения, читая, я далеко не все заметил А вот что касается парностей главных персонажей, мне кажется, ответ проще: Страшила, Дровосек и Лев существуют в двух ипостасях, без "даров" и с "дарами", хотя это отражается в имени только Льва.

Дима: Сходство между Бастиндой и Дровосеком-оба боялись воды



полная версия страницы