Форум » Сказки Изумрудного города » Парность чудес и контрасты в гексалогии Волкова » Ответить

Парность чудес и контрасты в гексалогии Волкова

Чарли Блек: Как известно, в «Огненном боге Марранов» ВС «пополнилась» двумя новыми волшебными артефактами — серебряным обручем лисьего короля и телевизором Стеллы. Недавно до меня дошло, что эти артефакты на самом деле друг другу противоположны: один обеспечивает невидимость, другой, наоборот, даёт возможность видеть гораздо дальше, чем положено обычному человеку. В связи с этим мне подумалось: странно, что это противопоставление никак не «выстрелило» в сюжете. Соответственно возникает вопрос: а не был ли сюжет изначально задуман по-другому — так, чтобы Урфин завладел бы всё-таки тайной волшебного ящика? Тогда для Энни и Тима обруч стал бы по-настоящему спасительным подарком, а не просто красивой безделушкой, реальный прок от которой впервые был получен только в ТЗЗ. Попутно я подумал также, что это далеко не единственный случай парности чудес в сказках Волкова. Ещё в УДиеДС автор ввёл Чёрный камень Гингемы и тут же уравновесил его чудесным виноградом, путь к которому, по законам жанра, подсказала «могильщица» Гингемы — Виллина. Собственно, и в ВИГе противопоставление колдовства Гингемы и Виллины (ураган vs его обезвреживание) — чисто Волковское добавление, в том смысле, что у Баума этого не было. По Бауму и ураган был всего лишь обычной природной стихией, не имевшей никакого отношения к проискам злой ведьмы, — и падение домика Дороти на голову ведьме тоже произошло без всякого вмешательства доброй волшебницы. В «Семи подземных королях» чудесная сила Усыпительной воды противопоставлена нейтрализующему действию бриллиантов. (Не исключено, что именно этот момент подтолкнул редактрису ТЗЗ добавить туда противопоставление, которого не было у Волкова: гипноз vs изумруды). В «Жёлтом Тумане» тоже имеется одно противопоставление, но оно уже меньше связано с колдовством. В этой книге Волков «добавляет» в Волшебную страну одновременно великаншу Арахну и племя карликов-гномов (контраст по росту; + также единичность vs множественность). Тут, кстати, можно выдвинуть и ещё одну вольную гипотезу. Мы знаем, что для борьбы с Арахной создан «боевой робот» Тилли-Вилли. Он сам являет собой живой контраст: внешне — великан, а по развитию — малыш, ребёнок; внешне — злобный урод, а на самом деле — добрейшее, чуткое создание (красота души и т.п.). Но если Тилли-Вилли, противостоящий Арахне, — «на лицо ужасный, но добрый внутри», то спрашивается: не должна ли была Арахна, чья злобная натура несомненна, быть при этом красавицей? Есть у Волкова и полностью неволшебные контрасты. Если Арахна и гномы хоть каким-то «боком» прилегают к волшебству, будучи сказочными существами, то про докторов Бориля и Робиля ничего подобного сказать нельзя. Однако противопоставлены они по целому множеству признаков: 1.Рост, фигура (Бориль низенький и толстый, Робиль высокий и худой как жердь); 2.Характер (Бориль энергичный жизнерадостный холерик или сангвиник, Робиль мрачный, как бы замедленный, флегматик или меланхолик); 3.Мировоззрение (Бориль оптимист, Робиль пессимист); 4.Манера речи (Бориль многословен, Робиль изъясняется краткими рублеными фразами); 5.Анаграмма имён; 6.Сопернические взаимоотношения. Впрочем, особое обаяние этому контрасту придаёт то, что он гармонично сочетает противопоставление и общность. Действительно, в соперничестве неразлучных докторов, пожалуй, больше дружбы, чем вражды. Имена их, хоть и построены по принципу анаграммы, всё же сохраняют рифму. Да и профессия у них общая. Ещё один «половинчатый» контраст — это «семь хитрых замыслов», превзойдённые одним, но зато суперхитрым, замыслом Страшилы.

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

Лайла: Чего пояснить? Насчёт Дровосека - Страшилы, кажется, и в исходном посте было, что они - вообще классическая парочка. А Страшила-Урфин - оба военачальники, стратеги, оба находятся во главе (хоть и в разных масштабах). В общем-то, все военные планы исходят обычно от них двоих, но планы эти противоположны. Хотя, это, конечно, не то, что Гудвин - Людоед, гораздо грубее.

Седьмая Вода: Или Баан-Ну ) Ордена, изумруды, масштабные планы и любовь к литературе прилагаются ))

Северный Ветер: В "Тайне заброшенного замка" тоже контраст пар присутствует: менвиты - арзаки. Противоположны по обычаям, образу жизни и роду занятий (хозяева и рабы - может ли существовать больший контраст), противоположны даже по внешности. А среди менвитов - Кау-Рук и Мон-Со, разве не противоположны? Один умен и образован, второй не интересуется ничем, кроме войны и спорта. Один всегда отставивает свое мнение, не боится даже открыто конфликтовать с начальством, второй ходит на задних лапках перед Баан-Ну. Оба участвуют в захвате заложников, но Кау-Рук выполняет приказ явно без особого желания,к тому же успокаивает испуганную Энни, то Мон-Со действует исключительно угрозами и гипнозом. Один уклоняется от битвы с орлами, другой, надо все же отдать ему должное, держится до конца, твердо и незыблемо. В общем, более контрастных персонажей еще поискать...

Джюс-Джулио: Эх, я тут подумала: было бы классно, если бы или в ТЗЗ, или в ЖТ( только одной из них) Энни отправилась в ВС не на драконе, а через какой-то подземный туннель и пещеру. Чтобы, как у старшей сестры, было 1 путешествие по небу, 1 по земле и 1 подземным путем. Но Волков Энни пожалел : бедняжечка, младшенькая, зачем ей путешествовать столь неудобным и опасным путем. Зато это могло бы сделать 5 или 6 книгу более интересными и динамичными, а паралели между Элли и Энни были бы интереснее.

Железный дровосек: Чарли Блек пишет: жизнерадостный холерик Кстати, редко так бывает. Джюс-Джулио пишет: Эх, я тут подумала: было бы классно, если бы или в ТЗЗ, или в ЖТ( только одной из них) Энни отправилась в ВС не на драконе, а через какой-то подземный туннель и пещеру. Чтобы, как у старшей сестры, было 1 путешествие по небу, 1 по земле и 1 подземным путем. Но Волков Энни пожалел : бедняжечка, младшенькая, зачем ей путешествовать столь неудобным и опасным путем. Зато это могло бы сделать 5 или 6 книгу более интересными и динамичными, а паралели между Элли и Энни были бы интереснее. Ага, чтобы совсем убить самостоятельность персонажа и превратить его в тень.

Annie: Не всё ж им быть совсем одинаковыми. Энни, кстати, в третье путешествие без собаки отправилась, а Элли в третьем путешествии не побывала в Изумрудном городе. Тоже разница... К тому же в последних двух книгах Энни и Тим вообще как-то теряют значимость, они только "присутствуют" в событиях, но не сильно в них участвуют, а Элли всегда была в своих путешествиях "на первом плане".

Железный дровосек: Мне кажется, или я это где-то уже читал?

Annie: э... не знаю, вполне возможно, что я могу повторяться время от времени... ранний склероз и девичья память, знаете ли ))

Джюс-Джулио: Железный дровосек пишет: Кстати, такое редко бывает Я холерик, но НЕ жизнерадостный.

Железный дровосек: Annie пишет: э... не знаю, вполне возможно, что я могу повторяться время от времени... ранний склероз и девичья память, знаете ли )) Нет. Я вообще о том, что эта мысль появляется на форуме чуть не в каждой теме.

Лайла: Железный дровосек пишет: появляется на форуме чуть не в каждой теме. По крайней мере, первой части - о несимметричности путешествий Элли и Энни - вроде бы не встречалось) Либо не так явно...

Железный дровосек: Я про вторую.

Мария: Очень интересные наблюдения! Чарли Блек, респект! А я ещё подумала: Кау-Рука и Мон-Со все заметили, а помимо них есть ещё двое менвитов: Банн-Ну и Лон-Гор. Первый - всюду в сюжете, главный герой, тщеславец, честолюбец, одно "Завоевание Беллиоры" чего стоит, в то же время - нервный, впечатлительный, второй же - два-три раза появился в сюжете, судя по всему, очень спокоен, скромен - типичный "рядовой". И ещё: Рамина, самая маленькая по размерам фея, не раз напоминала Элли и её друзья о Гуррикапе - создателе и самом большом во всех смыслах волшебнике ВС. И ещё парность: Кругосветные горы и Великая пустыня. И ещё! Идеи лезут в голову без стука)) Вот, Изумрудный город на земле, а под землёй - Город Семи Владык. И тот, и другой поражают впечатление, к тому же, ВС и Пещера - тоже парность. И ещё одно: драконы и шестилапые, их вражда. А, и ещё! Виллина и Гингема - они враждуют, но используют похожие волшебства: у Виллины - заклинание, переносящее за секунду в любое место, у Гингемы - серебряные башмачки с тем же свойством. Ну, вроде всё... Может, повторялась.

МаккуроКуроске: Не помню, где, но где-то в Интернете я встретил интересное рассуждение о параллельности и вместе с тем противоположности между "свитами" Элли и Урфина. Смотрите: 1) животное-фамилиар: Тотошка / Гуамоко . Собака - прямодушная верность, филин - хитрая расчётливость. 2) ожившая кукла: Страшила / Эот Линг. Пугало и игрушечный клоун. Первый по своей природе должен быть страшным, пугающим, второй - весёлым и милым; на самом деле оба в точности противоположны этим определениям. 3) живой неживой, бывший некогда живым (извините за корявость формулировки): Дровосек / Топотун. Для полного комплекта не хватало только аналога царственного Льва - и во "втором пришествии" Урфина к нему присоединился орёл.

Жук-Кувыркун: Хочу высказаться о парности между УДиЕДС и ОБМ. В УДиЕДС Урфин для своих завоеваний пользуется живительным порошком. При этом его враги не пользуются никакими магическими артефактами: ни местный - Страшила, ни пришлая - Элли. В ОБМ, наоборот, Урфин не пользуется никакими магическими артефактами. Для того, чтобы заморочить головы Марранам и захватить над ними власть, ему не потребовалась магия. А как раз враги Урфина в борьбе с ним пользуются магическими артефактами: Страшила - волшебным ящиком, Энни - серебряным обручем. То есть в первый раз магия выступает на стороне зла, во второй раз - на стороне добра.

Жук-Кувыркун: Насчёт парности между Гуамоко и Карфаксом. Они оба - птицы. При этом филин - мелкая птица и ездит на плече у человека, а орёл - гигантская птица и сам возит человека на спине. Они оба имели дело с Урфином. При этом Гуамоко понимал, что Урфин - злодей, и с радостью помогал ему в злодеяниях, а Карфакс искренне думал, что Урфин добрый, и хотел помочь ему в добрых делах. Они оба кинули Урфина. При этом Гуамоко разочаровался в Урфине, так как из того не вышло стоящего злодея, а Карфакс разочаровался как раз в том, что Урфин оказался злодеем. Они оба правили птичьими сообществами. При этом Гуамоко силой захватил власть над филинами и совами, а Карфакса орлы призвали править сами. Противоположны и характеры. Гуамоко коварный, вероломный, корыстный, насквозь лживый, а Карфакс кристально честный, благородный, справедливый, бескорыстный. Словом, Карфакс составляет контраст Гуамоко и по размерам, и по характеру, и по отношениям с Урфином.

Гкмнвронк: Чарли Блек пишет: Бориля и Робиля totoshka пишет: Страшилу с Дровосеком саль пишет: Людоед злой, а Гудвин - добрый. как Арлекин и Пьеро - рыжий и белый клоуны, своеобразный Гкмнвронк

Гроза: А вот где-то здесь, на форуме, я читал, что Страшила/Дровосек, а следовательно и Фарамант/Дин Гиор, Бориль/Робиль это на самом деле Волков/Владимирский И если и верить рассказам самого Художника про их споры - что-то в этом есть. Да и вообще... математикVSхудожник..... а может ещё что-то....

Aranel: Ну, парность старой Виллины и молодой Стеллы тут до меня заметили.

Жук-Кувыркун: В УДиЕДС появляются три новых персонажа: Урфин Джюс из страны Жевунов, Руф Билан из Изумрудного города и Чарли Блек из США. Они трое составляют друг другу контраст. Урфин / Билан. Один - злодей и при этом выдающаяся личность: обладает множеством талантов, мастер на все руки, очень смелый, обладает железной силой воли. Другой - тоже злодей, но при этом ничтожная личность: трус, подхалим и совершать злодеяния может только из-за спины более сильного злодея. Урфин / Чарли. Один - злодей и при этом выдающаяся личность (см. выше). Другой - герой, но такая же выдающаяся личность: и корабль на колёсах мастерит, и лассо орудует, и пушку конструирует. Билан / Чарли. Один - злодей и при этом ничтожная личность. Другой - герой и при этом выдающаяся личность. Тут уж контраст не половинчатый, а полный.



полная версия страницы