Форум » Библиотечно-Справочный раздел » СПК — версия первая, кровавая, улётная - 2 » Ответить

СПК — версия первая, кровавая, улётная - 2

Чарли Блек: Директор музейного комплекса Томского государственного педагогического университета Наталья Викторовна Сайнакова любезно предоставила фотоснимки страниц первой редакции «Семи подземных королей», написанной Волковым в 1963 году и отвергнутой издательством. Эта версия текста — черновая, она нигде не публиковалась, и отличия её от канонической версии кардинальны. В 1964 году Волков по сути переписал сказку заново, значительно изменив сюжет. Поэтому, несмотря на некоторые текстовые переклички между двумя версиями, здесь перед нами — фактически ещё одна, неизвестная сказка Волкова о Волшебной стране, седьмое звено знаменитого шестикнижия. На мой взгляд, эта первая редакция, конечно, гораздо слабее книжной, и особенно разочаровывает финал, так что правы были редакторы, забраковав эту версию. Однако для поклонников Волковских сказок этот текст может представлять интерес благодаря своей новизне и обилию красочных деталей, расширяющих наше представление о Волшебной стране. Поначалу я думал отложить выкладку до тех пор, пока не продвинусь в оцифровке дневников до времени написания сказки (1963). Но моими темпами это может затянуться на полгода-год, и кто знает, чем чревато было бы подобное промедление. Поэтому приступаю к выкладке прямо сейчас. P.S. Наталье Викторовне Сайнаковой за предоставленные снимки хочу ещё раз выразить огромное спасибо P.S.2. На титульном листе указан 1964 год, но на самом деле сказка написана в июне–июле 1963 года. P.S.3. На некоторых снимках видны замечания к тексту сделанные самим Волковым и кем-то из редакторов, возможно Ю. С. Новиковым. P.S.4. Добавлена оцифровка Sabretooth и VasiaLeo: https://yadi.sk/d/_QbmxFSBL8-NVg Часть 1 - http://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000069-000-0-0-1646331270

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Руслан: massimoling пишет: Ну надо же было как-то уравновесить имбу в виде драконов. Именно. Драконы действительно имба, и первый раз Волков героям подыграл, иначе бы положили они все звериное войско. massimoling пишет: Я, кстати, правильно помню, что у Баума во второй книге (в отличие от её экранизации в мультсериале «Приключения в Изумрудном городе») герои из БМ вооьще не действуют? Как пример сюжета, в котором жители ВС решают все проблемы сами, не прибегая к помощи извне. И в последующих тоже. Напротив, в дальнейших книгах не раз указывается, что Озма вынуждена присматривать за Дороти, потому что та человек, в то время ей самой, как бессмертной фее, мало что грозит. БМ там ничего стране Оз дать не может, кроме уникальных не вписавшихся в него личностей, для которых Оз становится домом.

Sabretooth: Руслан пишет: никто не представлял, что про рудокопов было без воды и детей, кроме разве что Бахнова, который явно эту версию читал. Разве Бахнов мог читать СПК-1? Я думаю, что до нас её читал только сам Волков, редколлегия издательства и сотрудники музея Волкова, где эта версия и хранилась много лет. massimoling пишет: Ну надо же было как-то уравновесить имбу в виде драконов. Сейчас, зная всю гексалогию, наиболее естественным вариантом сражаться с драконами на равных представляются гигантские орлы, но, вероятно, на тот момент Волков их ещё не придумал для своей вселенной, а из имеющихся существ никто не подходил, вот и пришлось подгонять ворон под размеры драконов) Можно было повернуть дело принципиально по-другому. Драконы с рождения фактически находятся у рудокопов в рабстве. Вот если кто-нибудь подбил бы их на восстание, да ещё при этом показать, как общество драконов делится на революционеров и консерваторов - сторонников рабства (и такие тоже найдутся), причём революционеры встают на сторону "верхних", а консерваторы, соответственно, остаются за королей, то драконы уравновесят сами себя и никаких гигантских птиц не надо. Но Волков, к сожалению, не развивал тему разума у драконов.

massimoling: Руслан пишет: И в последующих тоже Вроде в какой-то книге, когда поставленный вместо свергнутого Руггедо «хороший» Калико вдруг становится плохим и начинает пытать пришельцев из БМ (а у тех оказывается магическая защита, поэтому они выходят сухими из воды), в финале приходит Дороти, пристыживает и каким-то образом наказывает Калико (подробностей Цзе не помню). Но да, насколько помню, большинство книг серии Баума посвящено приключениям различных попаданцев из БМ, т.е. специально оттуда никто никого не зовёт.


massimoling: Sabretooth пишет: Вот если кто-нибудь подбил бы их на восстание Вроде у Луллы была такая идея с продолжением «Лазурной феи», где Чентурро пытается организовать восстание драконов.

Чарли Блек: Руслан пишет: кроме разве что Бахнова, который явно эту версию читал Маловероятно... Во времена Бахнова рукопись хранилась в домашнем архиве Волкова, всеми, скорее всего, забытая. Sabretooth пишет: В той же Нарнии так и происходит В Нарнии, кстати, тоже было кровавое месилово людей, животных и сказочных существ (точнее, мифологических) - то ли в 4-й книге, то ли в 5-й. Но там оно воспринималось органичнее для того мира, чем резня в ВС. massimoling пишет: Я, кстати, правильно помню, что у Баума во второй книге (в отличие от её экранизации в мультсериале «Приключения в Изумрудном городе») герои из БМ вооьще не действуют? Верно. Хотя в большинстве книг Баума герои БМ так или иначе участвуют, но специально на подмогу их никто из БМ не вызывает, а во 2-й книге сюжет обходится вообще без них.

Sabretooth: massimoling пишет: Вроде у Луллы была такая идея с продолжением «Лазурной феи», где Чентурро пытается организовать восстание драконов. Началось всё здесь Чарли Блек пишет: В Нарнии, кстати, тоже было кровавое месилово людей, животных и сказочных существ (точнее, мифологических) - то ли в 4-й книге, то ли в 5-й. Но там оно воспринималось органичнее для того мира, чем резня в ВС. Оно там даже в самой первой книге есть, и это одна из причин, почему мне Нарния не "зашла".

Руслан: Чарли Блек пишет: Маловероятно... Во времена Бахнова рукопись хранилась в домашнем архиве Волкова, всеми, скорее всего, забытая. Тогда надо признать витавшие в воздухи идеи. И если тему с частым увеличением-уменьшением персонажей еще можно списать на общий сказочный архетип, то наличие подземного народа без УВ, который в попытках добыть себе еду сначала устраивает набеги, а потом и захватническую войну на верхний мир - уж очень схожи. Правда, возможно Бахнов просто пытался скрестить идею гномов Баума и рудокопов Волкова. Чарли Блек пишет: В Нарнии, кстати, тоже было кровавое месилово людей, животных и сказочных существ (точнее, мифологических) - то ли в 4-й книге, то ли в 5-й. Но там оно воспринималось органичнее для того мира, чем резня в ВС. В Нарнии и седьмая была, где вообще все умерли. Но да, там с учетом тематики это не подается трагедией, трагична там скорее судьба выжившей Сьюзан.

Чарли Блек: Sabretooth пишет: Я думаю, что до нас её читал только сам Волков, редколлегия издательства и сотрудники музея Волкова, где эта версия и хранилась много лет. Мне кажется, сотрудники музея её тоже не читали ) Музейные работники ведь не столько фанаты сказок Волкова, сколько хранители редкостей, древностей и прочих артефактов. Это совершенно разный круг интересов. massimoling пишет: Вроде в какой-то книге, когда поставленный вместо свергнутого Руггедо «хороший» Калико вдруг становится плохим и начинает пытать пришельцев из БМ Ну, он становится не настолько плохим, чтоб в финале его пришлось свергать. Там ему Дороти в итоге просто читает мораль и "грозит пальчиком", мол не каверзничай. Это сказка "Ринкитинк в Стране Оз", она стоит в серии особняком, и многое в ней объясняется историей её написания. Дело в том, что Баум начал писать этот сюжет ещё в 1905, кажется, году, как внесерийную историю, совершенно не связанную с миром Оз. Затем дело застопорилось, Баум рукопись бросил. А вернулся к ней, кажется, только лет через 10, и лишь тогда решил "пристегнуть" её к Озовской серии. Поэтому персонажи страны Оз там появляются только ближе к концу. Но видимо пришлось менять что-то и в самом сюжете, учитывая, что за прошедшие годы в Озовской вселенной злой король гномов Руггедо был свергнут. Поэтому в роли злодея пришлось выступить "доброму" Калико. Sabretooth пишет: Драконы с рождения фактически находятся у рудокопов в рабстве. Скорее на положении домашнего скота. Никто ведь не говорит, что коровы у Жевунов пребывают в рабстве. И никто не ждёт восстания коров, разделения их на свободолюбивых и покорных и т.д. А коровам, пожалуй, похуже, чем драконам. До событий СПК-1 драконы вероятно не погибали в виду отсутствия войн, а вот коров в итоге пускают на мясо.

Алена 25: мне вот тогда интерсно: а кто тогда подсказал сюжет с УВ Волкову , раз он в СПК-2 так переделал весь сюжет? и ввел УВ, которая потом еще и в ТЗЗ пригодилась .

Руслан: Алена 25 пишет: мне вот тогда интерсно: а кто тогда подсказал сюжет с УВ Волкову , раз он в СПК-2 так переделал весь сюжет? У Баума взял. Раз не дали писать свое, пришлось заимствовать чужое.

Sabretooth: Руслан пишет: В Нарнии и седьмая была, где вообще все умерли. Но да, там с учетом тематики это не подается трагедией, трагична там скорее судьба выжившей Сьюзан. А что в её судьбе трагичного - то, что её братья и сестра умерли? Сьюзен выросла, у неё изменились интересы, Нарния для неё стала чем-то прошлым, и её больше интересует жизнь в БМ, то есть в какой-то степени она повторила судьбу Элли. Чарли Блек пишет: Скорее на положении домашнего скота. Никто ведь не говорит, что коровы у Жевунов пребывают в рабстве. И никто не ждёт восстания коров, разделения их на свободолюбивых и покорных и т.д. Об этом уже очень много говорили в темах "Скотный двор в ВС" и про "Этические уравнения: можно ли есть разумных".

VasiaLeo: Sabretooth а можно ли есть Шестилапых?в старой СПК думаю,да

Руслан: Sabretooth пишет: А что в её судьбе трагичного - то, что её братья и сестра умерли? Сьюзен выросла, у неё изменились интересы, Нарния для неё стала чем-то прошлым, и её больше интересует жизнь в БМ, то есть в какой-то степени она повторила судьбу Элли. Она в один день потеряла родителей, двух братьев и сестру. Т.е. всех близких. Это ли не трагедия? Даже если не разбирать метафизическую сторону процесса (сможет ли Сьюзан, как атеист, после смерти в свой час уйти к остальным или тоже получит заточение в плену своих иллюзий, как те гномы, что не могли увидеть Аслана?), в любом случае она пережила то, что все её прежнюю радость от жизни грозит мгновенно уничтожить.

Чарли Блек: Файл с оцифровкой СПК-1, сделанной Sabretooth и VasiaLeo, откорректирован (сверен с первоисточником, подправлен от опечаток и некоторых пропусков) и перезалит: https://yadi.sk/d/_QbmxFSBL8-NVg

Sabretooth: Руслан пишет: Она в один день потеряла родителей, двух братьев и сестру. Т.е. всех близких. Это ли не трагедия? Даже если не разбирать метафизическую сторону процесса Я об этой катастрофе и говорил - конечно, она переживала за тех, кто про неё сурово говорил "Сьюзен больше не друг Нарнии", гораздо сильнее, чем они о ней. VasiaLeo пишет: Sabretooth а можно ли есть Шестилапых? Даже если считать Шестилапых неразумными зверями, они хищники, значит, мясо у них хуже, чем у травоядных по вкусовым качествам.

Руслан: Sabretooth пишет: конечно, она переживала за тех, кто про неё сурово говорил "Сьюзен больше не друг Нарнии", гораздо сильнее, чем они о ней. Плюс родители. Там ведь погибли и родители.

VasiaLeo: Я Оз мало знаю, может кто знает похож ли мир Рудокопов на царство Номов?

Donald: В фандоме было столько устоявшихся представлений о видении Волковым мира Волшебной страны и роли отдельных персонажей, столько многолетних споров о трактовке иных образов и подходе к продолжательству, что главная мысль, которая возникает у меня по прочтении СПК-1 - как же жаль, что эта рукопись не была доступна ранее. Сколько она бы изменила, прочти мы её в 2012-м! А если бы она вообще была доступна в 90-х? Фандом изначально сложился бы иначе. Никакой полный черновой вариант ТЗЗ, будь он найден, не изменит столько, сколько СПК-1. Навскидку: 1. Считалось, что Волков хотел планомерно избавляться от волшебства, увеличивая роль техники, а Сухинов это переиначил. Оказалось, что Волков вполне допускал использование волшебства в качестве борьбы с захватчиками. 2. Считалось, что Волков считал обязательным присутствие девочки из Большого мира и вообще людей из Большого мира в сюжете - но он сам устами Виллины негодует, что так надо! 3. Считалось, что Волков никогда не сделает Элли настоящей феей, но частично он её делает таковой. 4. Вёлся многолетний спор о верибельности исправления Урфина, из дневников казалось, что это случайность в результате забраковки глав о прошлом Чарли Блека... Оказалось, то исправление было задумано сразу, а весь ОБМ - реткон чистой воды. 5. Оказалось, что рудокопское происхождение Урфина - канон. 6. Оказалось, что Волкова интересовали не столько социальные изменения, сколько героизм на войне. 7. Считалось, что Волков постепенно убирает из сюжета ставших неинтересными ему персонажей, ранее бывших главными героями, но на самом деле он пытался дать достаточно экранного времени и ярких эпизодов и Дровосеку и Льву и дуболомам. Мы столько лет видели в продолжениях Сухинова, Бахнова и в попытках продолжений от формучан противоречие волковским представлениям о том, какой должна быть книга о Волшебной стране, что СПК-1 просто разбивает в дребезги все эти устоявшиеся представления. Продолжатели, делавшие упор на приключения и битвы, вводившие больше волшебства и возвращавшие на главные роли подзабытых Волковым героев не только не противоречили ему, но и ровно наоборот - делали то, что редакторы не позволили сделать самому автору! А вот вещи, написанные нарочито "в духе и атмосфере волковских книг" оказываются наиболее чужеродными его изначальному замыслу. Это ли не наиболее удивительно?

Way Foward: Чарли Блек Почему вы решили, что коров пускают на мясо? Корова у многих народов - архетип матери, дающей жизненно важное молоко, думаю, что и в ВС так же. А вот с быками - да, проблема...

Way Foward: Donald Парадокс ещё и в том, что гексалогию Волкова тщательно отцензуривали, не давая развить сюжет так, как замыслил автор, а вот, например, стихотворения Чуковского с его "... Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает..." или, например, повести Фадеева и Смирновой про Петрушку и его друзей (очень кровожадные, на самом деле) почему-то практически не подвергались обработке. А некоторые морализаторы всё: "современная культура, современная культура"...



полная версия страницы