Форум » Библиотечно-Справочный раздел » Из дневников А.М.Волкова - 3 » Ответить

Из дневников А.М.Волкова - 3

Чарли Блек: Внучка Александра Волкова, Калерия Вивиановна, предоставила доступ к архиву своего деда, включающему дневники, некоторые рукописи и разные литературные документы. Правда, материалов по сюжетам сказок о Волшебной стране пока удалось найти не так много, но отдельные записи представляют интерес, так что попробую что-то из них понемногу оцифровать. —————————————————— Часть 1 - http://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000050-000-0-0-1582911963 Часть 2 - https://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000052-000-0-0-1670506651 Часть 3 - https://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000072-000-0-0-1670529131

Ответов - 271, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

саль: Нам еще в школе говорили (год 68- 69) всерьёз.что Марс,возможно, обитаем.То есть, в смысле органической жизни. Крест поставили только в середине 70х. Окончательно довели до сведения рядового обывателя.

Чарли Блек: саль пишет: Нам еще в школе говорили (год 68- 69) всерьёз.что Марс,возможно, обитаем.То есть, в смысле органической жизни. Крест поставили только в середине 70х. Окончательно довели до сведения рядового обывателя. Ну, касательно возможности микроскопической органики - до сих пор споры не утихли, по-моему. Уже лет 10, если не больше, с разной периодичностью в новостях науки мелькает информация об обнаружении на Марсе предположительных следов воды. Из чего делают вывод, что когда-то там всё же могла быть жизнь в виде микроорганизмов. Но человечеству это мало что даёт. Оно-то надеялось найти собратьев по разуму. На худой конец - развитую фауну вроде земной. Да хотя бы флору - деревья, кустарники, цветы. Но ничего этого нет. А что на Марсе могла быть какая-нибудь своя местная плесень миллион лет назад - радости мало.

саль: Чарли Блек пишет: А что на Марсе могла быть какая-нибудь своя местная плесень миллион лет назад - радости мало Ну, нам-то говорили про ныне живую. Конечно, с точки зрения обывателя или предпринимателя - да, радости мало. Хоть в 1960м, хоть сейчас. Но для науки... Возможность открыть принципиально иной генетический код, например. Или неуглеродную жизнь. Но находка плесени, повторяющей на молекулярном уровне земную жизнь - пожалуй, ещё большая сенсация. Из неё возможны даже диаметрально противоположные выводы. Это не затылок Луны сфотографировать.


саль: На карте Луны, приведённой Волковым, любопытная примета времени. Лет через пять бы назвали: залив Космонавтов. Но слова "космонавт" еще нет. Есть только транслитерация с иностранного и не принятое, оставшееся только в литературе - космолётчики и звездоплаватели.

просточитатель: саль пишет: Но находка плесени, повторяющей на молекулярном уровне земную жизнь - пожалуй, ещё большая сенсация. Из неё возможны даже диаметрально противоположные выводы. нет. сенсацией будет абсолютно другая жизнь. потому что с Марса таки прилетали камни. И если там была иначя жизнь почему у нас ее не было?А вот перенос с метеоритами вполне возможен

Чарли Блек: Оцифровка за ноябрь 1959 года: [Для удобства чтения, фрагменты, относящиеся к теме Изумрудного города, выделены фиолетовым цветом, возможные переклички с этой темой – красным. Мои комментарии – синие в квадратных скобках.] * * * * * Ноябрь 2 [ноября 1959 года], понедельник. Позвонил Кармановой и узнал, что «Путешественники» будут одобрены, если я выброшу главы о посмертном награждении отца Гриши Челнокова. Мотив: эти главы утяжеляют книгу, выпадают из общего содержания. Карманова сказала, что эта мысль и раньше приходила ей в голову, а теперь ее в категорической форме высказал еще один редактор Детгиза, читавший рукопись. Я сделал вычерки в экземпляре для художника и в тот же день побывал в редакции, где перенес правку в первый экземпляр. З.С. обещала после праздников выписать одобрение и сдать рукопись на иллюстрацию. Итак, вещь прошла шесть рецензий: ее читали Ц. Дмитриева, Камир, дважды Мусатов, два редактора Детгиза. «Тяжела ты, шапка Мономаха!» 3 [ноября 1959 года], вторник. Приехал Вива из больницы. В четверг он будет проходить комиссию на предмет помещения в Институт лечебного питания. Говорят, там лечат очень хорошо. 4, 5 [ноября 1959 года], четверг. среда. Принял семь процедур кислородных и УВЧ для носа. Пользы никакой. Был сегодня у терапевта, он мне прописал отхаркивающее от кашля и кардиомин для сердца. Посмотрим. 9 [ноября 1959 года], понедельник. Прошли праздники. Из редакций – ни звука. Переплетничаю. [Письмо А. М. Волкова — в журнал «Вокруг света» о рассказе «Воздушное золото», 11 ноября 1959 года: [Литературные документы, том 6, за 1958 – 1960 годы, файл 119] Редакция журнала "ВОКРУГ СВЕТА" Писателя ВОЛКОВА Александра Мелентьевича. Уважаемые товарищи! Посылаю Вам научно-фантастический рассказ "Воздушное золото". Надеюсь, что он подойдет для напечатания в Вашем журнале. С уважением /Волков/ 11 ноября 1959 г. Москва,К-9, Б.Гнездниковский, д.3,кв.1. Тел. Б 9-72-76. ] [Письмо А. М. Волкову от Л. Чешковой из журнала «Вокруг света» о рассказе «Воздушное золото», 8 января 1960 года: [Литературные документы, том 6, за 1958 – 1960 годы, файлы 123–124] РЕДАКЦИЯ ВОКРУГ СВЕТА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВЛКСМ Сущевская ул., д. 21. Тел. Д 1-51-02 ——————————————————————————— ИО № 3558 "8" января 1960 года Уважаемый товарищ Волков! С рассказом "Воздушное золото" мы познакомились. Рассказ показался нам не интересным – шаблонные образы /ученый-фанатик, лорд-злодей, матрос-человек=душа нараспашку/, знакомые по многим приключенческим романам описания/ шумныех английскиех кабачкиов, боязливыех, послушныех туземцыов и т.п. Даже идея "воздушного золота" не оригинальна – читателям хорошо известно о ветрах, приносящих зерно, деньги, рыбу и т.п. Все этозаставляет отказаться от рассказа " Воздушное зеркало" [на самом деле, конечно, «золото», а не «зеркало»]. С уважением Литсотрудник журнала Л. Чешкова /Л.Чешкова/ [Лидия Александровна Чешкова (род. 1934), журналистка, редактор, работала в журналах «Вокруг света», «Искатель». http://fb27.online/a/60304 ]] 21 [ноября 1959 года], суббота. Вчера был страшный день, который мог окончиться для меня и Вивы гибелью или увечьями. Я вклеиваю себя [очевидно, имеется в виду: сюда] копию/ письма к Анатолию, где подробно описана наша автомобильная авария. Трудно два раза писать об этом тяжелом случае, хотя и пришлось для письма составить черновик, сразу на машинке такое не напечатаешь. [Письмо вклеено страницей позже, после дневниковой записи за 22 ноября 1959 года.] 22 [ноября 1959 года], воскресенье. Заметки к «Пионерам в Норландии» [т.е. к неизданной на тот момент повести Волкова, позже вышедшей в свет в переработанном виде под заглавием «Приключения двух друзей в стране прошлого»]. Норландия расположена в США на берегу Атлантического океана. С суши отгорожена высокой стеной, наверху проволока под током высокого напряжения и т.д. С моря ее защищают рифы (м.б. искусственные?), среди которых есть проход для судов. Мальчики катались на лодке, их унесло бурей, они случайно пронесены сквозь проход и оказываются в Норландии. Их берет в плен рыцарь и привозит в королевский дворец. Королева берет их в пажи... В Н. не разрешено пользоваться никакими предметами обихода, появившимися позже 14го века. Запрещено куренье, табак провозится контрабандой. Открытие грамоты (подложной) о том, что рыцари курили. Отмена запрета и общая радость. У премьера секретные апартаменты, там все достижения совр. быта: центр. отопл. вместо каминов, ванны, телевизор, радио, телефонная связь, (в его отсутст. сообщ. записываются магнитофоном). Пышные титулы герцогов, маркизов, графов, баронов. Горбатый писец премьера – секретарь партячейки. О современности говорить запрещено. Летописец. Турниры. [вклеена копия письма А. М. Волкова — брату, Анатолию Волкову, 22 ноября 1959 года: М о с к в а, 22 ноября. Милый брат и друг Тося! Пишу тебе это письмо, чтобы сообщить, что произошло такое событие, после которого ты мог никогда уже не получать от меня писем. Мы с Вивой попали в автомобильную аварию, которой недалеко было до того, чтобы стать катастрофой, но отделались удивительно счастливо – небольшими ушибами /Вива/ и царапинами на лбу и голове /я/ Произошло это так. Виву выписали из заводской больницы и направили на исследование в Институт лечебного питания. Там у него признали язву двенадцатиперстной кишки и сказали, что на-днях положат его к себе на лечение. В ожидании этого Вива решил съездить на рыбалку, так как у него самочувствие было хорошее, имелся отгул, и хотелось половить по перволедью. Пригласили Архангельского и Еремина /тоже писатель/. Выехали мы из дому в 23.30 в среду, чтобы ловить три полных дня и вернуться в воскресенье вечером. С нами была еще наша домработница Катя, она из Терехова, где мы в сентябре ловили лещей. Мы ей отказали по причине ее полной негодности к работе и решили отвезти домой. Я сидел рядом с Вивой, а остальные трое поместились сзади. Большая часть багажа была на багажнике, прикрепленном к крыше. Ехали очень быстро. За три часа доехали до Рязани /184 км/, временами Вива давал скорсть 80 километров в час. Еремин заявил, что мы будем на месте в 5 часов утра, я сказал, что не надо загадывать, и что если все будет нормально, приедем в половине седьмого. За Рязанью шоссе было очень пустынным, машин встречалось очень мало, но уже шла та, которая несла нам беду. Отъехали километров 50 от Рязани, и тут Еремину приспичило выйти /в первый раз/. Вышли сначала мы, потом Катя, поехали дальше. Показался грузови/к с одной левой фарой. Вива ехал не очень быстро, как он говорил, километров 40 в час. Когда мы сблизились с машиной, я увидел фару в опасной близости от нас и почувствовал, что мы можем столкнуться. Фару мы проскочили, и Вива уже думал, что всё обошлось благополучно, но в это мгновение раздался удар, скрежет, треск, и наша машина закувыркалась по шоссе, сначала в горизонтальной плоскости, а потом упала на левый бок. Странно, но я абсолютно не испугался. Пока машина вертелась, я думал: "Чем это кончится?" Машина остановилась, я лежал, кажется, вверх ногами /точно даже не помню/. Чувствовал, что всё у меня цело, не перебито, не сломано, но из головы выше лба обильно текла кровь. И я ослабел настолько, что не мог двигаться. В заднем отеде/лении открыли дверцу над головой и начали вылезать. А я ничего не мог сделать, т.к. не мог найти точки опоры. Снизу же раздавался сердитый голос Вивы, котрого я придавил. Наконец, я нащупал раму /стекло вылетело/, ухватился, подтянулся, а там уже меня вытащили свои и подбежавшие с грузовика. За мной вылез и Вива. Все мы были целы. Больше всех, конечно, пострадал Вива, у него были 2–3 царапины на лице, ушиблена нога /но ходить он мог свободно/ и плечо /а это он почувствовал только на второй день/. У меня на лбу и голове были царапины и ссадины, из них текла кровь. Я перепачкал кровью обивку машины и плащ Еремина, который помогал меня вытаскивать. Но кровь скоро остановилась. У Архангельского была поцарапана рука, у Еремина небольшие царапинки на лице. Катя стонала и охала, но я уверен, что она ничего не ушибла, стонать – ее любимая привычка. Машина наша повернулась на 180° и имела жалкий вид. Переднее левое колесо отшиблено, и от него внутрь машины тянулись железные "кишки". Переднее сте/кло вылетело, передние боковые тоже, задние уцелели. Переднее левое крыло свилось в безобразный жгут, передняя левая дверца страшно смята и изуродована, крыша сильно помята, багажник слетел со своим грузом. Представляешь себе, что было бы с Вивой, если бы удар пришелся чуть левее? Страшно подумать... Я, Вива, Архангельский были без шапок, разыскали их потом, кажется, в машине. Я не сразу спохватился, что на мне нет очков. Остатки их Вива нашел потом на шоссе, они вылетели через разбитое стекло. В левом нагрудном кармане лыжной куртки у меня была коробочка с зубным протезом, она оказалась сильно смятой /вернее, вдавилась ее передняя крышка/, очевидно, я ударился грудью. Начались взаимные упреки, но дело было непоправимо. Выяснилось, что встречный грузовик сильно заехал на нашу сторону. Вива прижался к обочине, но не съехал на нее, а мог бы это сделать. Я всегда удивлялся его бесстрашию, и тому, как он часто проскакивал слишком близко от встречных машин. Теперь его обманул свет фары, капот машины оказался гораздо уже кузова, и кузовом-то нас и зацепило. Очевидно, Вива при не очень ф ярком свете наших фар не видел/, как следует кузова. Надо сказать, что я не удивился столкновению. Я всегда /и на мотоцикле и на машине/ боялся встречных огней и подсознательно, очевидно, всегда ждал удара. Может быть, потому я и встретил его так хладнокровно. За 10–15 минут до столкновения Вива пел старинный романс, мы все были настроены так хорошо... И вот эта дикая неожиданная история, которая могла бы во мгновение отправить нас в царство теней, если бы удар пришелся чуть левее, в лоб. А мне неотвязно лезли в голову стихи, абсолютно неподходящие к обстановке, и, быть может, именно благодаря этому контрасту: "И в лицо мне дышала весенняя ночь благовонным дыханьем сирени..." Нужно было ехать за представителями ГАИ. Куда? До райцентра Шилово /где мы должны были свернуть с шоссе/, оставалось всего км 25, до Рязани – 50. Всё же решили ехать в Рязань, там крепче автоинспекция, да кстати первая машина подошла от Шилова. Поехали Вива и один из шоферов грузовика. Кстати скажу, что груз был огромный, 5 тонн рязанского мяса, машина называлась "Тралер", экспортная, и, видимо, семитонка. Она тоже несколько пострадала, но стояла неуклюжей массой, и даже у ней заводился мотор, хотя ехать она не могла, да и не имела права. Несчастье случилось около 3,45 утра. Вива уехал в 4 часа. Мы остались у разбитого корыта. Мороз был градусов 10 с пронизывающим ветерком. Я был в меховых ботинках /в машине было тепло/, и не стал переобуваться в валенки, думая, что они слишком нахолодали. А надо было это сделать, хотя ноги у меня до возвращения Вивы не очень озябли. Архангельский сказал, что встречная машина двинулась за 7–8 секунд до столкновения, а до этого стояла, видимо, шофера и грузчики тоже выходили по надобности. Получается, что если бы не выходили мы, то свободно проехали бы мимо их стоявшей машины... Я не удержался и сказал об этом Еремину, а он, конечно, начал доказывать, что мы все равно могли столкнуться и т.д. Вива, Адик и Муся высмеяли мою мысль, но я и сейчас твердо держусь за нее. Не будь этой нашей задержки, мы спокойно доехали бы до места. "У тебя, папа, старые взгляды", – говорят мне ребята. Пусть так. Как твое мнение? Кое как прокоротали время до 6.25, когда приехал грузовик ГАИ, в нем каптиан Кулешов с сержантом. Вива ездил в Рязань в ботинках /не догадался переобуться/, туда он ехал в кабине, а обратно наверху и порядком прозяб. Здесь он переобулся, и ноги у него согрелись. Началось расследование. Кулешов и его помощник сразу установили вину встречного шофера Егошкина. Он на целый метр забрался левее середины дороги. Вива думает – это случилось потому, что у него горела только левая фара, и он отжим/ался на левую, освещенную часть шоссе. Был составлен черновик акта. Меня удивило, что у милиции не было карманных фонариков, а я/ не мог предложить свой, т.к. к этому времени у него нарушился контакт. Они ходили и меряли расстояния и осматривали следы машин при чуть занимавшемся рассвете. Кулешов заявил, что 2-ая Рязанская автобаза обязана дать нам грузовик, чтобы довезти нашу машину до Москвы. Более того, он сказал, что сам поедет на базу, чтобы это устроить. Теперь поехал я /переобувшись в валенки/, а Вива остался у машины. Мне не хотелось его оставлять, но он сказал, что чувствует себя хорошо. Было 7.30. Арх., Еремин и я ехали в кузове грузовика, было холодно, хотя поверх пальто и плаща я закутался в байковое одеяло. У Рязани постовой сержант слез, меня пересадили в кабину. Кулешов поехал прямо на автобазу, там без споров дали грузовик. Когда я вошел в комнату инженера, меня сразу погнали на здравпункт, т.к. у меня лицо и голова были в крови. Ранки мне обработали перекисью водорода и иодом, забинтовали голову, и я стал форменный пострадавший. Арх. и Еремина Кулешов обещал отвезти на станцию. Этот капитан отнесся к нам очень сочувственно и всячески старался помочь. Я остался ждать грузовика. Потом сел в кабину с шофером Володей, симпатичным парнем, и мы поехали обратно. На место аварии приехали только в 11.00,, потому что больше часа были на автобазе, а остальное ушло на дорогу. Для подъема машины не было никакой техники, нужен был подъемный кран, мы и встретили такой за несколько километров до места, но не догадались остановить. Пришлось с полчаса ждать, пока не подъехали на грузовике люди с базы – поднимать машин/у и ремонтировать свою. Наконец, их собралось человек 8 на трех грузовиках /не считая пострадавшего/. К делу они приступили с большой неохотой, некоторые крыли нас матом, ругали: "Шляются тут, гоняют во-всю, у нас государственный груз, а у вас удовольствия" и т.д. и т.п. Заключение ГАИ для них не имело цены, конечно, был прав их товарищ /как потом выяснилось в Рязани, Егошкин только в 1958 году вышел из заключения, а за что сидел, не знаю, скорее всего, тоже за аварию/. Наконец, загнали Володин грузовик в кювет, откинули задний борт, он лег на дорогу и получился мостик. Нашу "Победу" затащили на платформу тросами, привязанными к другим грузовикам. Погрузка закончилась в 13.00, Володя нам очень помогал и был нашим посредником в переговорах с раздраженными шоферами. Мы с Вивой оба поместились в кабине. В 14 с небольшим были в Рязани, там пообедали у Володи. Я забыл написать, что после аварии у меня очень заболел корень языка, я, наверно, его прикусил, а потом заболело и горло, я с трудом мог говорить, это, видимо, от простуды. Но кгогда я выпил у них стакан очень горячего кофе, мне стало гораздо легче. Я оставил Виву немножко поспать, а сам поехал с Володей на базу, он должен был еще заправиться и получить путевку в Москву. Из Рязани мы выехали в 16.45, дорогой я страшно боялся встречных огней и думал о возможности новой катастрофы, но всё обошлось благополучно. /Вчера на Ленинградском шоссе я видел разбитый грузовик, который врезался в троллейбусную мачту! Это в Москве, при освещении, на многолю/дной артерии. Вот как ездят шоферы грузовиков! Теперь Вива будет их избегать, как чорт ладана, и, конечно, мы навсегда распростимся с ночными поездками/.1) 1) Увы, это не так! Сколько уж было их с тех пор... 13/IX 67. В 21.05 мы были дома, удивив своим неожиданным появлением Мусю. Какие тут были разгово/ры, переживания и проч., ты легко можешь себе представить. Легли мы около 23, я не сомкнул глаз с 6 часов утра среды, когда втсстал в день отъезда /а лёг в час/, и мне не удалось в этот день поспать – и до 23.00 четверга, т.е. в течение 41 часа. Вива за это время всё же поспал часа три. И, однако, я чувствовал себя бодро. Есть еще порох в пороховницах! Не иссякла еще казацкая сила... Но сердце щемит при мысли, что это могло кончиться непоправимой бедой, смертью или тяжелыми увечьями. Ведь стекл/ами мне могло выбить правый глаз, и тогда – невыносимый ужас... Мы утешаем себя мыслью, что с нами всё благополучно и только пострадала машина, но и ее очень жалко: мы с такой любовью и тщанием отделываели ее летом, и я вложил в нее так много труда. Пятница ушла в хлопотах по поводу ремонта, но дело очень плохо, ее нигде не берут. Мы даже возили ее на Володином грузовике /Володя ночевал у нас/ на рем. завод, директор которого согласился ее посмотреть, но посмотрев, наотрез отказался. Сейчас она лежит на дворе беспомощная, как смертельно раненый добрый зверь. Раны ее мы затянули брезентом, чтобы не лазили внутрь и не безобразничали ребята /для того, чтобы снять ее с платформы, нанимали подъемный кран/. Наверно, долго она будет лежать, т.к. Вива скоро уйдет в больницу, а без него что мы сделаем? М.б., вообще ее придется ремонтировать частным порядком, и ремонт обойдется тысяч в 10, а м.б. и больше. Но что ж поделаешь, деньги – это только деньги, жизнь за них не купишь, а остальное можно, хоть это и хлопотливо. Мы так привыкли к машине, что кажется – без нее никак не обойдешься. Странное существо – человек! Последние два месяца я всё переплетничал, а теперь решил заняться литературной работой, чтобы отвлечься от горьких и бесполезных мыслей. Сейчас думаю взяться за свои кукольные пьесы, которых никто не берет, и переделать их в сказки, которые, думаю, будут неплохими. Их три "Чудесные пилюли", "Терентий и Тентий", "Рыбка-финита" Ты их знаешь, "Р.-ф" – лучшая, но главный положительный герой купец, и это закрывает сказке дорогу. Выхода из этого положения не вижу. Сделать его мастеровым или крестьянином, пропадает сюжет, дать его как отрицательны\й тип – тоже сказка гибнет. Попробую дать его с другими, как он есть, мой Тит Титыч Дыдин, может, пройдет в сборнике? Есть еще у меня фантастический сюжет "Пионеры в Норландии", я до войны писал сценарий на этот сюжет для конкурса, у меня его не приняли. Рукопись затеряна, но сюжет и многие детали я помню и придумаю новые. Ты, по-моему, читал эту вещь, там выживший из ума американский миллиардер устроил себе средневековое королевство, чтобы уйти от проклятых проблем современности. Но / это вчера пришло мне в голову/ вдруг к нему являются представители профсоюза "Рыцарей и оруженосцев" /при чем рыцари согласились принять оруженосцев в союз только после того, как те забастовали/ и предъявляют свои требования: " Дать полегче спецодежду /латы!/, добавить вознаграждение за вредность и т.п." Смешно? А я могу много найти такого. Лейтмотив: от жизни нигде не укроешься! /это актуально и современно/. Затем у меня еще есть пьеса "Остров Н", над которой мне помогал работать Толя Розов до войны. Ее можно переделать в научно-фантастическую повесть для юношества Видишь, сколько у меня сюжетов, хватит до весны. А потом "Четыре поколения"! Теперь вернусь к среде и объясню, почему я не спал после обеда. В 14.00 в Доме детской книги была назначена встреча с работниками библиотек Московской области, которых собралось человек 70 /все женщины!/ Мне специально звонили помимо приглашения письменного и очень просили придти. Вот я и поехал. Кроме меня, были Пермяк, Скребицкий, Дорохов, Чаплина, и еще 2–3 писателя. Мою книгу "Земля и небо" /тема собрания была – научно-популярная лит-ра/ превознесли до небес. О ней говорили почти все выступавшие работники с мест. Вот некоторые выдержки из выступлений /по моей краткой записи/: Московская обл. библиотека /Куликова/. " Мы устроили выставку "Мир, в котором мы живём". Первый раздел – астрономия. Мы использовали книги Ивановского, Зигеля, хорошую книгу Волкова "Земля и небо". ... Земля и небо" – прекрасная книга, не стоит на полках, ее с одинаковым интересом читают 5-ые и 7 -ые классы..." Егорьевская библиотека /Климашева/: ..."О книге Волкова "Земля и небо" – она дает большой дополнительный материал по географии для пятых классов. У нас ее читают лучше всего ребята старших классов, читают от корки до корки. Для 5-х классов она трудновата, ее следовало бы издать в двух книгах..." Талдомская библиотека: " ... О книге Волкова "Земля и небо". Читая ее, наши мальчики стали прямо ученые. Космос – тема сегодняшнего дня. Книг по астрономии у нас много, но мы можем использовать только "Землю и небо". В нашем городе по этой книге проводятся пионерские сборы. ... Предлагает издавать такие книги отдельными выпусками. Надо давать книги поменьше, попроще. " Елкашинская детская библиотека: " Возражает против издания книг выпусками. "З. и н." вошла в золотой фонд нашей детской литературы, не надо ее портить. У нас есть и старшие читатели. Такие книги, как Волкова, Дорохова, Скребицкого надо сохранить в их прежнем виде. У нас 15 экземпляров "Земли и неба" /мы достали помимо фонда/, и они никогда не залеживаются на полках, всегда за ними очередь..." На этом собрании в числе прочих писателей выступал и я, говорил о "З и н.", о своих планах по созданию других книг /"Путешественники", "След за кормой", "Волшебник", "Урфин Джюс"... / Когда я упомянул о "Двух братьях" и "Зодчих", в зале раздался одобрительный гул – библиотекари знают и ценят эти книги. И вот – после такого собрания через несколько часов: " И в лицо мне пахнула..." Такова жизнь. Она жестока, не прощает не малейшей ошибки, беспощадно каракет за нее... Скажу еще о зрителях нашей разбитой машины. На шоссе все проезжие машины останавливались, многие выходили, расспрашивали. Владельцы машин, конечно, выражали нам сочувствие, так как представляли себя на нашем месте. Но от шоферов с грузовиков и прочих "не владельцев" мы слышали только насмешки и издевательства, нам предлагали выбросить машину не свалку и т.п. Они страшно раздражали нас своей чёрствостью. Видно, "голодный сытого не разумеет" /я переставляю понятия/ А все таки мы снова понесемся на стремительной машине, оставляя позади медл/ительных пешеходов! Письмо мое, знаю, очень тебя удивит, но что ж делать? "Истина светлее солнца". Копию этого письма я вклею в свой дневник, чтобы не писать дважды. Ты надеюсь, меня извинишь за то, что я не узнал о судьбе твоих рукописей от Самарина, но мне не хочется ему звонить, он страшно уронил себя в моем мнении. М.б., сам ему напишешь? Привет Асе от меня и всех наших. ]

Чарли Блек: [вклеена газетная вырезка: Восемь тысяч оборотов вокруг Земли 27 ноября 1959 года к 15 часам московского времени третий советский искусственный спутник совершит свой восьмитысячный оборот вокруг земного шара. Находясь в движении на протяжении 561 суток, третий советский спутник пролетел около 360 миллионов километров. По сроку существования третий советский спутник уже в шесть раз превзошел первый в мире спутник, запущенный советскими людьми 4 октября 1957 года, и в 3,4 раза — второй советский спутник. При этом третий советский спутник намного превосходит своих предшественников по весу, высоте апогея и оснащенности научной и измерительной аппаратурой. К восьмитысячному обороту период обращения спутника сократился со 105,95 минуты до 95,27 минуты, а апогей его орбиты понизился с 1.880 километров до 865 километров. Радиопередатчик «Маяк» третьего советского спутника, работающий на частоте 20,005 мегагерц, продолжает устойчиво действовать. С момента запуска спутника по 27 ноября спутник находился в полете около 13.470 часов. Из этого времени он в течение 10.080 часов был освещен Солнцем и около 3.390 часов находился в тени Земли. Как уже сообщалось, при движении спутника в освещенной зоне питание передатчика «Маяк» осуществлялось от солнечных батарей, при нахождении его в тени — от химических источников тока. В настоящее время в связи с израсходованием энергии химических батарей питание передатчика осуществляется только от солнечных батарей. Поэтому спутник при входе в тень Земли прекращает радиоизлучение. Надежная и длительная работа химических и солнечных источников питания обеспечила продолжительную и устойчивую работу передатчика, установленного на борту спутника. Наблюдения за прохождением радиосигналов с борта третьего спутника, ведущиеся длительное время в различных пунктах земного шара и в разное время года и суток, позволили получить дополнительные сведения об ионосфере и распространении радиоволн. Более 90 обсерваторий и оптических наблюдательных пунктов, размещенных на территории Советского Союза, и более ста таких пунктов в зарубежных странах ведут наблюдения за спутником. За время существования третьего советского искусственного спутника Земли координационным вычислительным центром выдано более 47,5 тысячи целеуказаний (эфемерид) советским наблюдательным станциям и более 38 тысяч — пунктам зарубежных стран. За этот же период получено и обработано около 120 тысяч данных наблюдений передатчика «Маяк» и более 34 тысяч оптических наблюдений. Радиотехнические и оптические наблюдения за движением третьего советского спутника продолжаются. По мере получения данных наблюдений производится их научная обработка. * * * 29 ноября третий спутник можно наблюдать утром от 45 до 61 градуса южной широты и вечером от 56 до 72 градуса северной широты. ] [вклеено письмо А. М. Волкову от Никандра Петровского, 26 ноября 1959 года: [Никандр Александрович Петровский (1891–1968), специалист в области ономастики, составитель «Словаря русских личных имён». Друг детства Волкова. https://ru.wikipedia.org/wiki/Петровский,_Никандр_Александрович ] [В левом верхнем углу – карандашная приписка Волкова: От Н.А. Петровского.] 26 ноября 1959 г. Усть-Каменогорск. ДРУЖИЩЕ САША ! Давно уже я собираюсь написать тебе, но все было недосужно. Впрочем недосуг и сейчас, но /в противоположность тебе/ бросаю все и пишу. Как то недели три-четыре тому назад я решил побывать на родной улице, там, где я босый играл в лапту и в бабки. И что же? Своей родной улицы я не нашел. Вместо знакомых мне домиков там стоят громадные пятиэтажноые дома. А из старых знакомых домиков осталось только два / а теперь остался только один/. Ты был в Усть-каменогорске не так давно и со старого моста ты видел в городе довольно знакомую картину. Теперь совсем не то. С нового моста ты уже видишь не старый У-К, а большой промышленный город. Перед тобой не маленькие одноэтажные домики, а сплошь большие пятиэтажные дома. Теперь в Усть-Каменогорске строят почти исключительно пятиэтажные дома. Новый мост сделает честь большому городу. По нему ходит уже трамвай. Хватит места и будущему тролейбусу. Впрочем, вот тебе вырезка из местной газеты. [Сама вырезка не приведена.] А рядом другая вырезка из той же газеты. В ней местные власти проявляют свою "власть". А как эта "власть" проводится на местах, дам иллюстрацию /тебе в Москве из-за больших домов ничего не видно/. Согласно приказа должны были повести коров два брата. Один из них беспартийный, другой – заядлый /извини за выражение, но этого человека я хорошо знаю/ партиец. Бемспартийный –еврейского склада человек, сначала купил поллитра, а потом пошел сдавать корову. Там подмигнул кому нужно и показал головку поллитровки. Шепнул при этом :"двести рублей". Тот кивнул гововой и провозгласил:"Представителем от сдатчиков будет тов. Петровский /такова его фамилия/. Когда жена Петровского подвела корову, он шепнул, кому нужно:"Это моя корова". И тотчас раздалися голос: "Упитанность выше средней". И он получил по 8р.60 к. за килограмм живого веса, минус 200 р. А корова , дававшая 16–20 литров молока в день, пошла...на убой. С други[м] братом другая и история. Повела его жена свою корову на сдачу. Там нашли, что корова упитанности ниже средней и предложили по 4 р. за килограмм. Та отказалась сдать свою корову и повела ее домой. Пошел муж для переговоров. Там ему кое-что шепнули, и в ближайшем номере местной газетеы появилась его заметка, восхваляющая советскую власть, которая раскрепостила жен рабочих от эксплуататоров – коров. Результат этого : на следующий день корова была принята по 8р.60 к. за килограмм. Я тебе не стал бы этого писать, если бы мне этого не рассказал первый из братьев, подтвердив это статьей своего брата. Теперь мне особенно понятны слезы той вдовы, у которой забрали корову и о которой я тебе писал. Ей то, конечно, заплатили за корову половину той цены, что она стоила. А вот результаты: вчера нам молока не досталось, а сегодня простояли за ним 2 часа. Впрочем достаточно об этом. Все это, конечно, правда но говорят, что правду не всегда удобно говорить., хотя тебе это говорить можно. Да, чуть не забыл. Когда я был на родной улице, то встретился с твоим учеником Кузнецовы Григорием Петровичем. Он шлет тебе привет. Его положение пиковое: у него отнялись ноги и он едва передвигается по комнате. Ну, вот я и отвел свою душу, побеседовав с тобой по душам. Надеюсь, что ты, все-таки что-нибудь мне черкнешь? Привет всей твоей семье. от меня, жены и Светы. Твой [подпись Н. А. Петровского: Ni [далее неразборчиво].] Да, ты, конечно, читал в "Литгазете" статью Льва Успенского "Зовут Зовуткой" /за 15.11/. Так вот, в результате этой заметки меня засыпали письмами. За 4 дня я получил 130 писем ! Что будет дальше, не знаю. ]27 [ноября 1959 года], пятница. Был художник Вильнер В.С. с рисунками к книге «След за кормой». Рисунки еще не совсем закончены, но производят хорошее впечатление. Я сделал ряд замечаний, указал на неточности. Из Института питания звонили о том, что Вива завтра должен лечь на лечение. 28 [ноября 1959 года], суббота. Вива утром уехал в Институт лечебного питания им. Певзнера (этот Ин-т находится около ул. Обуха), там он будет лечиться 30–40 дней. Основное лечение – диета. 29 [ноября 1959 года], воскресенье. Был у Вивы, посмотрел в каких условиях он там живет. Условия хорошие. 23-го числа, во вторник [на самом деле, 23-е было понедельником], начал перерабатывать пьесу «Чудесные пилюли» в сказку. Писал три дня, а потом как-то дело не пошло, думаю все же возобновить.

Гроза: Спасибо. Думаю, в таких ситуациях многие не испытывают страха, как такового. Как то съезжали в кювет с гололёда, было дело. К счастью, там был снег вполовину кювета. Ну, интересно было, но не то чтобы страшно. В сравнении, просто ехать вечером с большим движением страшнее, вообще страх скорее от предчувствия будущего, а когда уже началось.... Получается, Волков посчитал, что "выходить" по дороге пока не доехал до места не надо, хотя очевидно, в таких случаях бывает наоборот (когда задержка помогает избежать аварии). И ещё интересно, все пишут про ВИГ издания 1959 года впервые с рисунками Владимирского, а про его появление разве уже было в дневнике? Месяц всего остался!

Чарли Блек: саль пишет: На карте Луны, приведённой Волковым, любопытная примета времени. Лет через пять бы назвали: залив Космонавтов. Но слова "космонавт" еще нет. Угу, в моё время уже было чёткое разделение: у нас — космонавты, а астронавты — в США. Несколько резали слух замеченные потом у ранних Стругацких термины "космогация" и "космогатор". Понятно, что аналогия с навигатором, но как-то звучит коряво. Хорошо, что оно не вошло в обиход. Гроза, всегда пожалуйста Гроза пишет: Думаю, в таких ситуациях многие не испытывают страха, как такового. Как то съезжали в кювет с гололёда, было дело. К счастью, там был снег вполовину кювета. Ну, интересно было, но не то чтобы страшно. В сравнении, просто ехать вечером с большим движением страшнее, вообще страх скорее от предчувствия будущего, а когда уже началось.... Возможно в такие моменты страх блокируется адреналином... Гроза пишет: хотя очевидно, в таких случаях бывает наоборот (когда задержка помогает избежать аварии) Видимо, везде свои риски. Гроза пишет: все пишут про ВИГ издания 1959 года впервые с рисунками Владимирского, а про его появление разве уже было в дневнике? Месяц всего остался! Как выяснилось, сигнальный экземпляр ВИГ появился только в последние дни декабря. Так что это ещё впереди. Получается, что хотя 1959 год звучит повсеместно во всех статьях и энциклопедиях, где речь о ВИГе, однако в самом 1959 году практически никто ещё книгу не читал и в руках не держал. Громкий успех ВС-серии и рисунков Владимирского к ней — целиком достояние 60-х - 70-х годов.

просточитатель: Чарли Блек пишет: Угу, в моё время уже было чёткое разделение: у нас — космонавты, а астронавты — в США В Космическом рейсе тоже астронавты))) кстати рекомендую именно эту версию))) https://www.youtube.com/watch?v=b8egbc9rTuI ( а так же звездоплавотели)))

саль: Чарли Блек пишет: Возможно в такие моменты страх блокируется адреналином... Мне кажется, что сначала осознание просто не успевает возникнуть в мозгах, а когда сформируется - всё уже произошло, бояться поздно и нечего, если цел. (Я на машине ни разу не разбивался - тьфу, тьфу - но приходилось неоднократно падать с большой высоты, проваливаться под лёд, попадать под рушащееся строение. И отсутствие страха было абсолютно всегда. А на машине дело происходит практически мгновенно - случалось чудом избегать столкновения, в гололёд улетать на грузовике к противоположной стороне дороги с поворотом на 180.)

Алена 25: Господи, Саль, сколько же вы пережили....

саль: Да особых переживаний и нет, если всё обходится более менее удачно. Наоборот, вспоминаешь с усмешкой и потаённой радостью, что повезло.

Алена 25: Ну, это после .... А в момент аварии и после нее сразу же ? У меня, конечно, не было такого в жизни (тьфу-тьфу) ,но я теоретически представляю , что это такое.. Хватает книг и фильмов... Хотя в передряги тоже в разные я попадала....

Чарли Блек: саль пишет: приходилось неоднократно падать с большой высоты, проваливаться под лёд, попадать под рушащееся строение. И отсутствие страха было абсолютно всегда. А на машине дело происходит практически мгновенно - случалось чудом избегать столкновения, в гололёд улетать на грузовике к противоположной стороне дороги с поворотом на 180. Ничего себе, какой список... У меня подобных "аварийных" ситуаций было гораздо меньше - навскидку две, одна в детстве, другая в юности. В первой страх был, во второй нет. саль пишет: Это не затылок Луны сфотографировать. Тут Волков, конечно, поддался эмоциям. Сравнить фото оборотки Луны с завоеванием огня и расщеплением атома - как-то всё же чересчур. Огонь кардинально повлиял на формирование цивилизации. Атом, пожалуй, меньше, но стал сильным подспорьем экономики. А от Луны пока проку мало, и не предвидится впредь.

просточитатель: Чарли Блек пишет: А от Луны пока проку мало, и не предвидится впредь Вот только Волков не мог этого знать...

Чарли Блек: просточитатель пишет: Вот только Волков не мог этого знать... Ну это как бы достаточно прогнозируемо. Чем могла быть ценна обратная сторона Луны? - Инопланетянами-гелиофобами, способными жить без воды и воздуха? Тут даже без фото понятно, что таких там не водится. - Полезными ископаемыми с Луны? Ну это должно быть какое-нибудь супер-гипер-топливо, за щепоткой которого не жаль снаряжать космический корабль. Или сверхценный материал типа панацеи от всех болезней. Однако по фото такого не разглядеть. И сама по себе Луна никак не гарантирует, что на ней что-то подобное есть. - Руинами ацтекских городов в доказательство того, что древние земляне умели летать в космос? Опять же, фотография скорее свидетельство обратного, раз городов на ней не видно.

просточитатель: Чарли Блек пишет: Ну это как бы достаточно прогнозируемо не совсем.сли бы Марс например был меее.. Необитаем. То обратная сторона луны зорошая ситартова площадка к примеру..

просточитатель: Чарли Блек пишет: Ну это как бы достаточно прогнозируемо не совсем.сли бы Марс например был меее.. Необитаем. То обратная сторона луны зорошая ситартова площадка к примеру..

Чарли Блек: просточитатель пишет: не совсем.сли бы Марс например был меее.. Необитаем. То обратная сторона луны зорошая ситартова площадка к примеру.. Лететь на Марс с пересадкой? Ну так для этого и лицевая сторона Луны подойдёт. Хотя, мне кажется, проще сразу с Земли...



полная версия страницы