Форум » Библиотечно-Справочный раздел » СПК — версия первая, кровавая, улётная - 3 » Ответить

СПК — версия первая, кровавая, улётная - 3

Чарли Блек: Директор музейного комплекса Томского государственного педагогического университета Наталья Викторовна Сайнакова любезно предоставила фотоснимки страниц первой редакции «Семи подземных королей», написанной Волковым в 1963 году и отвергнутой издательством. Эта версия текста — черновая, она нигде не публиковалась, и отличия её от канонической версии кардинальны. В 1964 году Волков по сути переписал сказку заново, значительно изменив сюжет. Поэтому, несмотря на некоторые текстовые переклички между двумя версиями, здесь перед нами — фактически ещё одна, неизвестная сказка Волкова о Волшебной стране, седьмое звено знаменитого шестикнижия. На мой взгляд, эта первая редакция, конечно, гораздо слабее книжной, и особенно разочаровывает финал, так что правы были редакторы, забраковав эту версию. Однако для поклонников Волковских сказок этот текст может представлять интерес благодаря своей новизне и обилию красочных деталей, расширяющих наше представление о Волшебной стране. Поначалу я думал отложить выкладку до тех пор, пока не продвинусь в оцифровке дневников до времени написания сказки (1963). Но моими темпами это может затянуться на полгода-год, и кто знает, чем чревато было бы подобное промедление. Поэтому приступаю к выкладке прямо сейчас. P.S. Наталье Викторовне Сайнаковой за предоставленные снимки хочу ещё раз выразить огромное спасибо P.S.2. На титульном листе указан 1964 год, но на самом деле сказка написана в июне–июле 1963 года. P.S.3. На некоторых снимках видны замечания к тексту сделанные самим Волковым и кем-то из редакторов, возможно Ю. С. Новиковым. P.S.4. Добавлена оцифровка Sabretooth и VasiaLeo: https://yadi.sk/d/_QbmxFSBL8-NVg Часть 1 - http://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000069-000-0-0-1646331270 Часть 2 - http://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000070-000-0-0-1649651473

Ответов - 209, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

саль: Чарли Блек пишет: пришлось бы придумать, почему волшебство увеличения/уменьшения дальше перестанет работать. Появление волшебника или волшебницы не слабее Виллины. Только тогда уж, когда начинают драться волшебники, Элли придётся залезть в норку и не чирикать.

просточитатель: саль пишет: Появление волшебника или волшебницы не слабее Виллины. Только тогда уж, когда начинают драться волшебники, Элли придётся залезть в норку и не чирикать. Волшебство волшебство.ю.. На носу очень большая проблема БМ вот вот обнаружит ВС и что делать то?

Sabretooth: Чарли Блек пишет: Для продолжения пришлось бы придумать, почему волшебство увеличения/уменьшения дальше перестанет работать. Иначе любого врага можно победить в два счёта. Почему любого? Размер не имеет значения, и на нём свет клином не сошелся. Враг может быть не обязательно огромный, он может быть, наоборот, очень маленький, их может быть очень много, он может не отличаться от обычного человека или животного и действовать втайне. Да взять хотя бы книжную версию СПК - много ли было бы там толку от увеличенных ворон, если главное препятствие - сложившаяся у рудокопов государственная структура, которую никакими имбами не перешибешь.


просточитатель: Sabretooth пишет: Почему любого? Размер не имеет значения, и на нём свет клином не сошелся. Враг может быть не обязательно огромный, он может быть, наоборот, очень маленький, их может быть очень много, он может не отличаться от обычного человека или животного и действовать втайне. Да от болезни вы как защититесь или от невидимого врага?

Руслан: просточитатель пишет: Да от болезни вы как защититесь или от невидимого врага? Подземные невидимки - это как раз к Бахнову. Правда, там захватчиков подвела типично волковская модель - их собственный народ в целом не хотел воевать, а желающие не рассчитывали, что на их невидимость найдется противодействие.

Чарли Блек: Sabretooth пишет: Да взять хотя бы книжную версию СПК - много ли было бы там толку от увеличенных ворон, если главное препятствие - сложившаяся у рудокопов государственная структура, которую никакими имбами не перешибешь. Перешибить-то несложно. Тюкнула бы гигантская Кагги-Карр в темечко семерых королей, и нет больше государственной структуры.

просточитатель: Чарли Блек пишет: Перешибить-то несложно. Тюкнула бы гигантская Кагги-Карр в темечко семерых королей, и нет больше государственной структуры. Структура это не король.. Ну по темечку и что? У королей есть наследники..Без наследников не останутся..

Sabretooth: Чарли Блек пишет: Перешибить-то несложно. Тюкнула бы гигантская Кагги-Карр в темечко семерых королей, и нет больше государственной структуры. Даже если бы это удалось технически (а короли могли запереться в Радужном дворце, и Кагги-Карр пришлось бы его ломать), народное отношение к королям никуда бы не делось: Элли призадумалась, а потом задала такой вопрос: – Скажите, почтенный Арриго, а ваш народ не подумывает о том, чтобы свергнуть королей и жить без них? Арриго опять ужаснулся: – Жить без королей?! Да ведь королевскую власть установили наши предки! И кроме того, мы же давали клятву верности! Элли и Фред переглянулись. Да, у этих подземных жителей еще слишком велико было почтение к королям и трудно его побороть. Здесь не пройдёт идея "сила есть - ума не надо". Тот, кто разрушил дворец и уничтожил королей, стал бы для угнетаемых этими же королями рудокопов самым лютым врагом, покусившимся на завещание предков и устои всего их общества. Здесь всё могло решиться только так, как в книге - договором Страшилы и Ружеро, то есть дипломатией.

Чарли Блек: просточитатель пишет: Ну по темечку и что? У королей есть наследники.. А наследников кто убережёт от гигантского клюва? просточитатель пишет: Структура это не король.. Структура очень завязана на частности. В реальном мире бывает достаточно захватить дом правительства, чтобы вся госструктура схлопнулась. Казалось бы - просто здание, в стране таких могут быть тысячи, если не миллионы. Но государства от этого рушатся в одночасье.

просточитатель: Чарли Блек пишет: А наследников кто убережёт от гигантского клюва? А ну так конечно.. Я рпросто вспомнил Дон Кихота который наказывал хозяина бьющего слугу...

Руслан: Sabretooth пишет: Тот, кто разрушил дворец и уничтожил королей, стал бы для угнетаемых этими же королями рудокопов самым лютым врагом, покусившимся на завещание предков и устои всего их общества. В СПК-1 никакой проблемы с тем, чтобы перебить армию и силой свергнуть власть не было. При этом назначив, по сути, предателя своей страны правителем, которого все дружно одобрили. Не надо забывать, что и в книжной версии ситуации шла к голоду и что народ уже созрел, иначе бы у Ружеро ничего не выгорело. Так что вариант убить здесь подходит - у королей не было реальной поддержки, а имеющаяся быстро таяла.

Sabretooth: Руслан пишет: В СПК-1 никакой проблемы с тем, чтобы перебить армию и силой свергнуть власть не было. Там не было, но я говорил именно о книжной версии: Да взять хотя бы книжную версию СПК - много ли было бы там толку от увеличенных ворон, если главное препятствие - сложившаяся у рудокопов государственная структура, которую никакими имбами не перешибешь. А в ней народ страдает не так сильно, как в первой версии, он только начинает подумывать, нужны ли ему короли, которые только спят и развлекаются, а количество недовольных стало больше только после исчезновения УВ и нараставшего кризиса. Тут против гигантской вороны ополчился бы весь народ, и нашей имбе пришлось бы прежде, чем добраться до королей, покромсать немало их подданных, в основном из простонародья. Какой смысл был бы в такой "борьбе со злом", я сказать не могу

Маккуро Куроске: А я не вижу пути продолжения СПК-1. И сама-то эта книга уже как минимум с середины увязает в рутине - автор, кажется, не может придумать ни одного интересного сюжетного хода и только в длинных, длинных подробностях описывает подготовку к войне, войну, сражения, die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert… Что тут ещё продолжать? Выдумать ещё одного военного противника и описать войну с ним? А зачем? Какой интерес читателю об этом знать? Добро бы это был исторический роман о какой-то реальной войне - имелась бы у него хоть просветительская функция. Но войны вымышленных держав (причём исключительно для этих войн и вымышленных) - какой в них смысл? Конечно, войну как декорацию и антураж можно использовать для того, чтобы показать оригинальные события, персонажей, их характеры, отношения... Вон, даже в "Звёздных войнах", вопреки названию, битвы занимают далеко не всё экранное время ;) . Но ведь Волков этого-то как раз и не делает! Герои тут - не более чем сюжетные функции, а то и просто ходячее "шоб було". Прямо-таки чувствуется, как автор за уши притягивает их к своему повествованию. Главная героиня, посреди военной кампании внезапно уезжающая куда-то на недельку отдохнуть - потому что ей в сюжете абсолютно нечего делать! Устами Виллины Волков, кажется, даже слегка "ломает четвёртую стену" и говорит не о её книге, а о своей собственной.

саль: Маккуро Куроске пишет: А я не вижу пути продолжения СПК-1. Правильно. Его и не намечалось. Все появившиеся книги (с 4 и далее) - это постепенное выкладывание фрагментов запрещенной СПК1. Если бы СПК1 напечатали, выкладывать стало бы нечего и незачем. Волкову очень хотелось завершить весь цикл осязаемым итогом - большой военной победой. И на этом поставить точку. Но не дали. Тогда он был вынужден исподволь, от книги к книге, подводить читателей и издателей к мысли о допустимости всё-таки в сказке большой настоящей войны и большого кровавого сражения. И практически реализовал свою затаённую программу, сумев хотя бы в газетном издании (уже не рассчитывая на книжное) показать миру, каким он видел на самом деле итог своего цикла. Без Кау-Руков, без дней угощения, без дурака-генерала и чересчур расторопного Урфинишки... Волков писал продолжения, потому что продолжал негласно сызнова писать СПК1. Зачем бы ему это было делать, если бы оно прошло сразу?

просточитатель: саль пишет: завершить весь цикл осязаемым итогом - большой военной победой. И на этом поставить точку. Но ведь в СПК 1 нет точки..Со второй трилогией сложнее появляется НФ мулы Тилли Вилли . Рамерийцы..Но даже и так в ТЗЗ нет точки. А уж в СПК... Где еще Братья райт не летали...так вот впереди большая Проблема. Которую то ли Волков не решился то ли цензура.. И проблема называется.. Контакт. Контакт ВС и БМ что будет?Большая проблема очень большая.. мы так и не знаем ответа на этот вопрос. Так вот точкой в цикле и был бы этот самый Контакт. Или ограждение от него. Сокртытие ВС... Я не знаю было бы продолжение. Но СПК 1 это точно не точка.

Sabretooth: Маккуро Куроске пишет: я не вижу пути продолжения СПК-1. саль пишет: Правильно. Его и не намечалось. Все появившиеся книги (с 4 и далее) - это постепенное выкладывание фрагментов запрещенной СПК1. Если бы СПК1 напечатали, выкладывать стало бы нечего и незачем. Волкову очень хотелось завершить весь цикл осязаемым итогом - большой военной победой. И на этом поставить точку. Да, Волков хотел написать про большую войну, но это не значит, что больше он ничего не мог и не хотел сочинить в рамках сказок о ВС. Как раз наоборот - о войнах он пишет не так хорошо и увлекательно, как о других приключениях. Например, первая часть ОБМ совершенно оригинальная, не похожая на то, что было в предыдущих 3 книгах, а вторая часть гораздо слабее. У СПК-1 - то же самое. Первая половина, где показаны похождения Руфа Билана и жизнь в подземном царстве, очень интересная и захватывающая, а вторая половина - колонны маршируют и словно уже не детская книга, а сводки с фронта. Так что могли бы появиться другие книги, вторая половина которых занята однообразными описаниями военных действий, зато первая повествует о каких-то новых сторонах жизни в ВС.

Руслан: саль пишет: Тогда он был вынужден исподволь, от книги к книге, подводить читателей и издателей к мысли о допустимости всё-таки в сказке большой настоящей войны и большого кровавого сражения. И практически реализовал свою затаённую программу, сумев хотя бы в газетном издании (уже не рассчитывая на книжное) показать миру, каким он видел на самом деле итог своего цикла. Вообще ему бы издать это в годы войны, как тому же Чукотскому. Тогда бы прошло на ура. Хотя в тридцатые я, если честно, не пойму, почему его версия не получила одобрения. До Оттепели с её резкой гуманизацией советской детской литературы еще тридцать лет, в то время пост-революционная детская литература спокойно позволяла детям стрелять, убивать и описывала смерти в кадре. По идее, СПК-1 как раз была в тренде. Вообще Волков нашел решение пробовать границы допустимого. Серьезная подготовка к битве с рудокопами - но битвы нет. Можно? Можно! Отлично, повторим с беснующимся Урфином, а потом, когда должна начаться резня... игра в мячик. А животных можно убивать? Можно! Отлично, военный поход мышей. И великанша-ведьма, вот её идут убивать, вот битва, только она сама спрыгнет. О, а с пришельцами будут драться обезьяны, они же почти люди, но не люди! И сами пришельцы не совсем люди, а совомордые! Ничего не знаю, там клювы и страшные глазища, это просто зверье воюет. Ощущается сплошная фига в кармане в адрес редакции - попробуйте передеритесь. Маккуро Куроске пишет: Прямо-таки чувствуется, как автор за уши притягивает их к своему повествованию. Главная героиня, посреди военной кампании внезапно уезжающая куда-то на недельку отдохнуть - потому что ей в сюжете абсолютно нечего делать! Устами Виллины Волков, кажется, даже слегка "ломает четвёртую стену" и говорит не о её книге, а о своей собственной. Ну, Элли Волкову вообще не была нужна, об этом я уже много раз писал. Она не его герой и по-настоящему близкой ему не стала. И та вспышка злости, прорвавшаяся через Виллину, может свидетельствовать как раз о том, что Элли Волкову навязывали. Волкову там был нужен один Чарли, как человек с военным опытом, что завершило бы передачу эстафеты новому интересному для автора герою, но не девочка. Если бы он просто мог её не брать, то не брал, но раз настолько психанул через Виллину, значит заставили. Так что Книга, уложенная на трон и диктующая волю - это явно редакция. А Волков - Виллина. просточитатель пишет: Где еще Братья райт не летали...так вот впереди большая Проблема. Которую то ли Волков не решился то ли цензура.. И проблема называется.. Контакт. Контакт ВС и БМ что будет? Тем более книгу Баума, где тот планировал как раз логическое завершение и решение проблемы контакта, Волков читал. Откуда он и взял УВ. А вообще теперь хоть понятно, почему Ментахо в последующих книгах так избирательно помнит все необходимое. Потому что срисован он с того, первого Ментахо, который ничего не забывал.

Маккуро Куроске: Руслан пишет: Волкову там был нужен один Чарли, как человек с военным опытом, что завершило бы передачу эстафеты новому интересному для автора герою, но не девочка. Если бы он просто мог её не брать, то не брал, но раз настолько психанул через Виллину, значит заставили. Так что Книга, уложенная на трон и диктующая волю - это явно редакция. А Волков - Виллина. Боюсь, если развить эту мысль, придётся заключить, что в этой книге "Волкову навязали" вообще всю ВС со всем прилагающимся к ней антуражем и персонажами. Потому что по неуместности (и безликости, что уж там) персонажи предыдущих книг, возникшие в этой, недалеко ушли от Элли. Внезапно подумалось: СПК-1 по отношению к предыдущим двум волковским книгам удивительно похожа на перумовское "Кольцо тьмы" по отношению к книгам Толкиена. Автор всего-то хотел сочинить "боевое фэнтези" без претензий, но без раскрученного мира-основы его никто не стал бы читать.

просточитатель: Маккуро Куроске пишет: Автор всего-то хотел сочинить "боевое фэнтези" без претензий, но без раскрученного мира-основы его никто не стал бы читать Так уж и "никто"? Уж чего чего а боевого фентези в СССР был точно дефицит..или вы про Перумова? Тогда в начале девяностых тиражи были ТАКИЕ... иногда без воли и знания об этом автора... Генри Престон например. С Пятнадцатью отважных он же Адский рейд. Полмиллиона экземпляров.. Это не никто.. только желательно иностранный псевдоним было брать...

Руслан: Маккуро Куроске пишет: Боюсь, если развить эту мысль, придётся заключить, что в этой книге "Волкову навязали" вообще всю ВС со всем прилагающимся к ней антуражем и персонажами. Потому что по неуместности (и безликости, что уж там) персонажи предыдущих книг, возникшие в этой, недалеко ушли от Элли. Ну почему, Волков хотел поговорить о том в ВС, что было интересно ему. О приключениях и серьезной войне. И тот же Лев и Дровосек здесь как раз раскрыты и наконец-то полезны - один как генерал, второй как непобедимый воин. А Страшила стал интриганом. В итоге трио прокачивается до новых типажей: хитрый (не умный, а именно хитрый) правитель, ярый защитник любимых, смелый полководец. Развивается Дин Гиор как военный администратор. Если же вы про чудо и детей, то Волкову это было неинтересно еще в ВИГ. Он прямо не раз писал в дневниках и интервью, что ВИГ его восхитил разоблачением фальшивых волшебников, идеей веры в себя и любовью к родине у Элли. А волшебство, переполняющее книги Баума, называл нелепой безвкусицей. Так что у Волкова ВС могло развиваться только взрослением до псевдоисторического сеттинга, где народы реально сражаются, модернизируют общество, покоряют природу, а сказочные элементы становятся метафорами реальных - как химическая атака Арахны и листья-противогазы. Маккуро Куроске пишет: Внезапно подумалось: СПК-1 по отношению к предыдущим двум волковским книгам удивительно похожа на перумовское "Кольцо тьмы" по отношению к книгам Толкиена. Автор всего-то хотел сочинить "боевое фэнтези" без претензий, но без раскрученного мира-основы его никто не стал бы читать. Кстати, да, сходство и впрямь бросается в глаза. Интересно, а как дальше Волков видел судьбу Урфина, когда начал писать ОБМ? Он хотел вывести на то самое раскаяние из черновика? Ставки-то автор повышал, про параллель с Гитлером было уже трудно скрыть, и к моральному горизонту Джюс подошел опасно близко. Или же Волков вытащил Урфина от отсутствия идей, и ни про какое раскаяние до работы над ЖТ не вспоминал?



полная версия страницы