Форум » Библиотечно-Справочный раздел » СПК — версия первая, кровавая, улётная - 2 » Ответить

СПК — версия первая, кровавая, улётная - 2

Чарли Блек: Директор музейного комплекса Томского государственного педагогического университета Наталья Викторовна Сайнакова любезно предоставила фотоснимки страниц первой редакции «Семи подземных королей», написанной Волковым в 1963 году и отвергнутой издательством. Эта версия текста — черновая, она нигде не публиковалась, и отличия её от канонической версии кардинальны. В 1964 году Волков по сути переписал сказку заново, значительно изменив сюжет. Поэтому, несмотря на некоторые текстовые переклички между двумя версиями, здесь перед нами — фактически ещё одна, неизвестная сказка Волкова о Волшебной стране, седьмое звено знаменитого шестикнижия. На мой взгляд, эта первая редакция, конечно, гораздо слабее книжной, и особенно разочаровывает финал, так что правы были редакторы, забраковав эту версию. Однако для поклонников Волковских сказок этот текст может представлять интерес благодаря своей новизне и обилию красочных деталей, расширяющих наше представление о Волшебной стране. Поначалу я думал отложить выкладку до тех пор, пока не продвинусь в оцифровке дневников до времени написания сказки (1963). Но моими темпами это может затянуться на полгода-год, и кто знает, чем чревато было бы подобное промедление. Поэтому приступаю к выкладке прямо сейчас. P.S. Наталье Викторовне Сайнаковой за предоставленные снимки хочу ещё раз выразить огромное спасибо P.S.2. На титульном листе указан 1964 год, но на самом деле сказка написана в июне–июле 1963 года. P.S.3. На некоторых снимках видны замечания к тексту сделанные самим Волковым и кем-то из редакторов, возможно Ю. С. Новиковым. P.S.4. Добавлена оцифровка Sabretooth и VasiaLeo: https://yadi.sk/d/_QbmxFSBL8-NVg Часть 1 - http://izumgorod.borda.ru/?1-0-0-00000069-000-0-0-1646331270

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Алена 25: Чарли, а тебе спасибо ,что выложил все же раннюю версию СПК. Да ,она намного жёстче и кровавее и страшнее всеми нами любимой и привычной СПК-2,что мы все читали в детстве, и что есть у нас у всех дома ,но для нас , поклонников и фанатов ИГ эти материалы очень ценны ( чего , разумеется, другие люди нам не поймут ). Войны это вообще очень страшно, хоть в вымышленном мире ВС и ПС , а в реальном мире и подавно . Но я очень надеюсь, что когда нибудь да все войны в мире кончатся,и все народы у нас будут жить в мире и согласии. Дай Бог мирного неба над головой всем!!!

Алена 25: А вообще - спасибо Волкову и Владимирскому за наши счастливое детство ,, за наших любимых героев -Элли,Энни,Тотошку ,Страшилу, Льва ,Дровосека,Урфина , даже за всех 7 подземных королей . Всех волшебниц там. Стеллу ,Виллина,Бастинду. Даже Арахну и Баан-ну))))) Дай Бог,чтобы современные дети тоже читали эти книги, и радовались им и сопереживали их героям. Дай Бог всем счастья, здоровья и любви. И чтобы не было войн!!!!!!

Руслан: ИМХО, Волков или сам себя обманывает в дневнике, или пишет ради утешения. Потому что соглашаться, что правильно забраковали, а после писать ЖТ с полностью военной тематикой и лепить не менее жесткую изначальную версию ТЗЗ, особенно с замыслами подорвать Тилли-Вилли - это двойные стандарты. Очевидно, что он хотел писать именно так, как писал изначально, по тексту видно, что ему это нравилось и казалось правильным. И после детской четвертой книги все равно потянуло на мрачность и взрослость. Так что от заметки в дневнике веет скорее попыткой самовнушения "забраковали, ну не больно и хотелось".


саль: От варианта без усыпительной воды еще больше веет чем-то знакомым. В результате поздней страсти к молодой царице Насте некий Макся-Емельян, то ли спятив, то ли пьян, повелел беспрекословно все потомство поголовно воцарять, короновать, никого не миновать. Впрочем, трудность решена: чтобы все достигли цели, власть по типу карусели в той стране учреждена. … и покуда царь царит — говорит он сколько влезет, только слезет — новый лезет, и опять такой же вид — дату ставит летописец лик рисует живописец, сочиняет стих пиит. За наследником наследник! И уже во граде том лишь один остался медник — бьет медали молотком. На весь Двор один аптекарь, он же лекарь, он же пекарь один ткач, и тот портач, один кучер, пара кляч, один знахарь, он же пахарь, сохранился и палач, он же царский парикмахер, один кравец, один швец, так что дело неважнец. В силу памятных традиций — им, царям, запрет трудиться, дело их — держать бразды, хоть порфиры не без дыр, и лишилось всех излишеств всё семейство их величеств, потому что в некий год от царей сбежал народ, и от сеющих и жнущих, шьющих, ткущих и пекущих не осталось и следа. За два века — кто куда! В некое лето О, великое бедствие — из града Оптона всеобщее бегствие: пропали пирожники и ткачи, сапожники и ковачи, некому печь калачи. В полдень вчера огласилось известие: со двора убежали все повара с бочкой икры из Астрахани. Ни цари, ни царицы не завтракали. Пламень на кухне погас. Издан был августейший указ — звать из трактира Парашу. Цари ели пшенную кашу. О, печаль! Царский род осерчал. О, юдоль бытия! Истинно писано — все возвернется во круги своя. Оттого и недоволен грозный царь Аника-воин. Что ему картонный трон, летописец, живописец, рифмоплет и граммофон? Над царишками хохочет, власти хочет, саблю точит, но ни слова никому, а себе лишь одному: — Сам себя царем поставлю, лобызать сапог заставлю, встречу если Смерть саму — черепушку ей сыму!

саль: А если говорить про всплывающие детали и подробности, то вот одна из них. Во второй книге не сказано, с какой стороны шел подземный ход к башне. Логика за то, что с западной. Далее. Идя по ходу к башне, они нашли в стене окошко. Справа оно было или слева - не сказано. Я почему-то всегда считал, что слева. То есть - радужный дворец таким образом получался где-то под тигровым лесом. Но теперь Волков пояснил, как это видел он. Окошко было в правой стенке коридора. И дворец располагался где-то под маковым полем, или даже южнее. То есть, весьма далеко от страны жевунов. Из Изумрудного города до радужного дворца по сути надо проделать двойной путь (если идти через торговые ворота). Таким образом и сама Пещера становится гигантского размера.

Руслан: Весьма интересно, что завершив трилогию взрослением до подросткового фэнтези, Волков закрыл все возможные истории про тупо нападающих захватчиков, но одновременно создал мощный фундамент для иных историй. О внутренних конфликтах, сложном выборе, непрямых противостояниях. Вторая трилогия к подобной книге вполне могла бы использовать тему интриг, отношения к реальным, а не детским трагедиям, жителей ВС как обычных людей, а не сказочных маленьких человечков, метафизике магии и судьбы (тот самый обмен дыханием, на которое завязаны заклинания, или воля книги). Это сильный потенциал для углубления мира.

ЛуллаЛулла: Все-таки финал спк-2 с УВ мне нравится больше. Конец спк-1 - это открытая финальная битва двух армий с победой наших и пактом о капитуляции ненаших. Передел власти, смена элит. Обычная развязка любой войны. И рядовой финал для любого военного произведения. Конец спк-2 - это скрытая битва двух политиков-интриганов в лице клана 7-ми королей и Страшилы. Мозгобойня, кто хитрее, кто изворотливее. Войну спк-1 видят все, в тч сами жители ВС. Войну спк-2 видят только читатели. Красота страшилинова хода в том, что он изящно и просто обернул против королей их же оружие. Идея использовать усыпление для ликвидации конкурирующих элит и передела власти принадлежит самим королям. Какая красота интриги! Это неповторимо. Это уникально. Спасибо огромное вам, Чарли, а также ВасеЛео и Саблезубу за такой ценный труд. Саль, а откуда ваше стихотворение?

саль: Руслан пишет: Это сильный потенциал для углубления мира. Это будет не углубление мира, а отказ от него в пользу совершенно иного. Продолжение - есть продолжение. Полноценных продолжений не бывает. Они всегда искажают первоисточник.

Sabretooth: Главы 44–48 Оцифровка - VasiaLeo Корректировка - Sabretooth Предатель получил по заслугам Дин Гиор и Чарли Блек двигались с северо-востока, а железный Дровосек и Урфин Джюс шли с северо-запада. Король Ментахо всё время получал донесения о ходе боёв от связистов, летавших на ящерах. На северо-запад он послал сильный отряд под командованием воеводы Карпаньо. Здесь сражение развернулось по другому. В отряде Железного Дровосека не было факелов. Арриго, как и Фенелла, знал воинское мастерство подземных солдат и рассказал о нем Дровосеку. Было произведено перестроение. Впереди стали в три шеренги дуболомы, образовав непробиваемый заслон для стрел. И так как Мигуны были ростом значительно ниже дуболомов, то они очутились за надёжной деревянной стенкой. Когда полк Гарринчо приблизился к дуболомам, они устремили на людей свои глаза, сделанные из стеклянных пуговиц,и нерешительно спрашивали: - Это свои или чужие? Бить их или не бить? - Это чужие! - кричал Урфин. - Бейте их без пощады! Битва продолжалась недолго. Стрелы и мечи не могли повредить дуболомам. Они вплотную подошли к солдатам Карпаньо, поднялись в воздух тяжелые молоты и ломы, и Карпаньо в ужасе бежал, опередив своих воинов, хотя был толст и стар. Ментахо получил донесение, что с ceверa подступает к городу третья армия - восставшие крестьяне, рудокопы, искатели изумрудов, рабочие с фабрик и заводов. Их сопровождает сильный отряд дуболомов во главе с генералом, который выделяется из всех огромным ростом и зычным голосом. А ведет эту армию Страшила, до того укрывавшийся в литейной мастерской. Узнав эту тревожную весть, Ментахо схватился за голову. "Кажется, приходит конец нашей тысячелетней власти, - подумал он. - О, проклятый, трижды проклятый Руф Билан, подбивший нас на этот злосчастный поход!.. Но что бы дальше ни случилось, предатель подучит свою награду…" - Где Руф Билан? - крикнул он. - Привести ко мне Руфа Билана! Билана разыскали в лакейской и представили перед грозное лицо короля. Чувствуя беду, Билан с воплем бросился к ногам Ментахо. - Довольно! - взревел разъяренный король. - Тебя слишком долго терпела земля! Повесить предателя!.. Так нашел свой конец изменник Руф Билан. Битва гигантов Три освободительные армии вели успешные бои с передовыми частями противника и продвигались к Городу Семи владык только потому, что Ментахо не мог бросить на них свои воздушные силы - злобных драконов. Будь это так, могучие ящеры смяли бы людей своими огромными тушами, растерзали бы длинными острыми когтями, отравили бы зловонным дыханием, откусывали бы им головы зубастыми пастями. И то, что этого не случилось, было делом маленькой Элли. Увеличенные её волшебством гигантские вороны приняли на себя удар драконов и принудили их вести бой в воздухе. Страшное, невиданное зрелище представляла эта битва чудовищных ящеров с перепончатыми крыльями и свирепыми мордами и чудовищных птиц с огромным размахом черных крыльев. Можно было бы подумать, что этот бой происходит в первобытные времена, если бы на спинах драконов не воссоздали люди с луками, пускавшие меткие стрелы, а в паланкине на спине одной из ворон не виден был человек с пистолетами в руках... - Клянусь всеми чертями ада, - кричал Чарли Блек, - славная битва!.. И он выпускал пулю за пулей, целясь в огромные желтые глаза драконов, пытавшихся наброситься на Кагги-Карр. И какой вопль торжества вырывался из его груди, когда отвратительный летучий зверь, кувыркаясь, летел вниз с цеплявшимся за него седоком. Воздушный бой распространился по всему огромному пространству Пещеры. Среди золотистых облаков то появлялись силуэты гигантских птиц, по две, по три нападавших на дракона, то группа ящеров окружала огромную ворону и расправлялась с ней. Пронзительный визг и скрежет драконов раздирал уши, а карканье ворон напоминало раскаты грома. Не один, не два и не три часа длилась жестокая битва. Она начала подходить к концу, когда в воздухе почти не осталось сражающихся. В этом бою никто не просил и не давал пощады, и гиганты воздуха пали смертью храбрых. Настал момент, когда в облаках встретились два последних воздушных бойца: Кагги-Карр и старый боевой дракон с опытным стрелком на спине. Из ворон Кагги продержалась дольше всех благодаря моряку Чарли, который отпугивал нападающих выстрелами из пистолетов. Но к последнему смертельному бою Блек истратил все патроны. Свирепый ящер вцепился зубами в воронье крыло, а Кагги долбила ему шею железным клювом. Противники одновременно лишились сил. Дракон, кувыркаясь, полетел вниз и разбился о твёрдую почву вместе с седоком. А смелая Кагги, чувствуя, что ей приходит конец, помнила о своем друге и защитнике и, напрягая последние силы, планировала, сколько могла. Лишь за несколько футов от земли ворона потеряла сознание и рухнула безжизненной массой. Чарли Блек, вылетевший из паланкина, упал рядом с ней недвижимый... Настал момент, когда судьбу кампании предстояло решить борьбой сухопутных сил. Генеральное сражение Отряды, посланные Ментахо против Железного Дровосека, потерпели поражение и вернулись с уроном, но главные силы семи королей сохранились в целости и занимали под городом крепкую позицию, защищённую рвом и насыпью. Ментахо и воеводы ходили среди рядов, ободряя солдат и увещевая их драться до последнеё капли крови. Драконы погибли в бою, но не стало и гигантских ворон, и подземному войску не грозило нападение с воздуха. Нападающие превосходили численностью королевскую армию, но на стороне солдат Ментахо была превосходная военная выучка, а их врагов вели воодушевление и любовь к свободе. Кто победит?.. Три освободительные армии сошлись на таком расстоянии от укрепленного лагеря Ментахо, чтобы до них не долетали неприятельские стрелы. Собрался военный совет. В нем приняли участие Страшила, Дин Гиор, Железный Дровосек, Урфин Джюс, Лестар, Арриго, Фенелла. Члены совета с грустью услышали донесение одного из наблюдателей, что храбрая Кагги-Карр нашла смерть в бою, а вместе с ней, вероятно, погиб и весёлый моряк Чарли Блек. На совете не было Смелого Льва и Элли, которые остались у выхода из Заповедника. Положение наступающих представлялось весьма серьезным. Пойти на штурм укреплений означало понести большие жертвы. А осаждать армию Ментахо было бессмысленно. Осажденные с теми запасами провизии, что ещё имелись в городе, могли продержаться и неделю, и больше. А войска из верхнего мира, фабричные рабочие и крестьяне подземелья уже испытывали острый голод... Встал Урфин Джюс. Его чёрные глаза горели отвагой. - Мы достигнем победы только штурмом, решительным штурмом, - сказал он. - Но зачем терять человеческие жизни, когда у нас есть дуболомы? Разве я напрасно вернул им храбрость? Вы слышите, как они рвутся в бой? Издалека доносился нестройный шум: это деревянные люди распевали воинственную песню, хоть и нескладно, но с большим воодушевлением. Из всех выделялся голос генерала Лана Пирота, прерывавшего куплеты песни криками: - Вперед, на врага! За мной, моя храбрая армия! Освободительные армии отступили для перестроения. Впереди стали шеренги дуболомов и бывших полицейских, которые тоже получили от Урфинa свою порцию храбрости, и хотя не отличались большой силой, зато были очень проворны. Правый фланг замыкали Лан Пирот и Урфин Джюс, на левом возвышался Железный Дровосек со своим огромным топором. Сзади разместилась кавалерия: вожаки оседлали своих Шестилапых, и у каждого наездника было в руке коротенькое копье: укалывая им зверя в тот или другой бок, можно было заставлять его бежать в нужном направлении. Мигуны составляли следующую колонну. Имя командовал Лестар. Освобождённые невольники образовали внушительный корпус под предводительством Страшилы при помощнике Фараманте. К ним примыкали рабочие полки во главе с Арриго и Фенеллой. Все приготовления совершались в грозном молчании, и даже неугомонные дуболомы притихли, почувствовав важность момента. Солдаты Мeнтахо занимали оборонительные позиции за высоким валом, перед которым пролегал ров. Их луки были натянуты, стрелы наложены на тетивы, мечи, кинжалы, копья и дротики под рукой. И вот Урфин Джюс сказал Лану Пироту: - Генерал, ведите войско на приступ! Лан Пирот отдал приказ таким оглушительным голосом, от которого разорвалась бы любая человеческая грудь. Он взмахнул огромной булавой и ринулся вперед, увлекая своим примером дуболомов. Рядом с генералом бежал Урфин Джюс. Воины семи владык подняли страшные луки... Ещё мгновенье, и десятки смертоносных стрел вонзятся в Урфина Джюса. И в этот момент в дубовую голову капрала Арума пришла блестящая мысль. Он дал Урфину сзади такой толчок, что тот кубарем покатился в ров. Это спасло его: над головой Урфина с жужжаньем пронеслись стрелы, впиваясь в туловища дуболомов. А те уже преодолели и ров, и вал, ворвались в неприятельские ряды, и закипела жестокая сеча. На левом фланге наступающих могучий Железный Дровосек совершал чудеса, и вражеская линия гнулась под его напором. Справа бушевал Лан Пирот, булава в его руке вертелась как пёрышко. Дуболомы не страшились ударов мечей, и солдаты Ментахо избрали иную тактику. Они наваливались на дуболома кучей, старались повалить его на землю, обезоружить. И так велико было их воинскoe искусство и храбрость, что натиск дуболомов начал ослабевать. Но в этот момент в укрепление влетела шестилапая кавалерия. Под безжалостными ударами вожаков звери рассвирепели, чуя кровь, они подминали воинов мощными лапами, кусали острыми зубами... А на вал поднимались одна за другой новые волны бойцов: Мигуны, освобождённые невольники, рудокопы, крестьяне, литейщики, стеклодувы ... Ментахо понял бесполезность дальнейшего кровопролития. Он отдал приказ сдаться, и воины семи подземных королей положили оружие. Много разных событий Ещё в то время, когда шёл воздушный бой между воронами и ящерами, Ментахо послал воеводу Фантроно с отрядом окружить поселки и удержать рабочих от выступления. Сделать это не удалось. Рабочие, подкреплённые дуболомами Лана Пирота, отбили нападение. И тогда у Фантроно и состоявшего при нём ловчего Ортеги явилась смелая мысль. Они решили уйти в Заповедник и укрепиться там. Если бы это им удалось, они получили бы преимущество над противником, потому что могли бы защищаться там долгое время. Фантроно и Ортега повели своих солдат форсированным маршем. Смелый Лев то и дело ворчал на Элли: - Из-за тебя я не принял участия в битве и превратился в тыловую крысу... Элли гладила Льва по спине, тормошила его жесткие рыжие усы. - Помолчи, мой славный старикашка, ты немало сражался на своем веку. Топотун тоже томился в нетерпеливом желании поскорее увидеться с Урфином Джюсом, но он ничего не говорил, а только шумно вздыхал. Когда, наконец, смолкли звуки страшной битвы в воздухе, Элли сказала: - Теперь мы можем двинуться в Город Семи владык. Мне ужасно хочется посмотреть, какой он... Девочка села на спину Льву, и маленькая компания двинулась в путь. Они прошли около двух миль, как вдруг Элли ахнула от испуга. С севера, из глубокой лощины среди холмов, показались сначала копья, а потом кожаные шлемы воинов. Это был полк Фантроно. Враги вышли так неожиданно и очутились так близко, что убежать было невозможно. Элли спрыгнула на землю и спряталась за спиной Льва. А тот выгнул спину, ощетинил гриву и зарычал: - Я буду биться за тебя насмерть, Элли! Топотун ничего не говорил, он просто бросился вперед, глухо ворча. Борьба казалась безнадёжной, слишком неравны были силы. И тут Элли пришла счастливая мысль. Она дунула на Тотошку, быстро сказала волшебные слова, и вдруг из-за львиной спины вырос чудовищный зверь, раз в десять выше Льва. Одним гигантским прыжком чёрный косматый зверь одолел пространство, отделявшее его от врагов. Десятки стрел прожужжали в воздухе и запутались в густой шерсти зверя. А тот махнул чудовищной лапой, и первый ряд воинов повалился на землю, как скошенная косарем трава. Солдаты побросали оружие и разбежались кто куда. Одержав такую славную победу, Тотошка вернулся к Элли,чтобы приласкаться, но он был так страшен, что девочка поспешила вернуть ему прежний вид. Смелый Лев и Топотун рысью примчались к Городу Семи владык. Там уже окончилось генеральное сражение. Элли спрыгнула со спины Льва и бросилась к Страшиле, который стоял на валу, поддерживаемый Фарамантом. Девочка обнимала Страшилу, нежно гладила его нарисованное лицо, но тот был мрачен. - Что с тобой, мой милый, старый друг? - удивилась Элли. - Ты как будто совсем не рад встрече? - Нет, я рад, очень рад... Но дядюшка Чарли... Элли в ужасе вскрикнула: - Что с ним? Он погиб? - Увы... Боюсь, что это так... И Кагги тоже убита... Девочка зарыдала, но вдруг смолкла, а потом сказала: - Я должна разыскать дядю Чарли. Лев, Топотун, ко мне! Лев тотчас подбежал к Элли, а медведь не услышал зова: он разыскивал среди трупов Урфина Джюса. Элли даже не дала времени Льву поздороваться со Страшилой и велела ему спешить на розыски Кагги-Карр: где найдётся она, там будет и моряк Чарли. Лев метался туда и сюда по обширному полю, над которым велся воздушный бой. То и дело встречались трупы ящеров и гигантские чёрные тела ворон. Но ни на одной из птиц не было паланкина. Лев уже изнемогал от усталости, как вдруг Элли закричала: - Там, там!.. На холме виднелась гигантская птица с паланкином. Лев, забыв об усталости, галопом примчался туда, и Элли с плачем упала на неподвижное тело Чарли Блека. - Дядечка!... Милый дядечка... Она осыпала лицо моряка поцелуями, и тот открыл глаза. - Элли?... Девочка?.. Элли чуть с ума не сошла от радости. - Дядечка! Ты жив?.. в - Коли не умер, значит жив, - хладнокровно ответил старый моряк. К нему уже возвратилась обычная веселость. Он встал и потянулся. - Кости целы, клянусь сегодняшней битвой, - сказал он. - А старушка Кагги - молодец, она тянула до самой земли. Что с ней? Теперь, когда Элли успокоилась за дядю Чарли, она подошла к Кагги-Карр. Хорошо бы послушать, бьётся ли сердце, но как доберешься до груди, когда она на высоте третьего этажа? Даже обойти кругом гигантскую птицу с распростертыми крыльями отняло порядочно времени. Как быть? И тут Элли спохватилась. Она мигом сказала заклинание, подула на ворону... и на траве перед ней оказалась милая, старая, взъерошенная Кагги... Элли взяла ее на руки, осмотрела. Глубокие раны, нанесённые вороне когтями дракона, превратились в простые царапины. - Кагги, голубушка, милая... Элли нежно гладила ворону, прижимала к груди... и та очнулась. - Не так-то легко выбить из меня жизнь! - хвастливо заявила она. - А где та... эта... ну, дрянная ящерица, с которой я дралась? А, вон она велит... Невдалеке виднелся огромный труп дракона, лежавшего вверх белым брюхом. - Туда же, лезет драться с порядочными птицами, - пренебрежительно фыркнула Кагги-Карр. Таково было надгробное слово последнему дракону Подземной страны. Поле битвы, по приказу Элли, было тщательно осмотрено. Оказалось, что далеко не все вороны, сбитые в бою, погибли. Многие из них, в том числе Карр-Карайя, сумели спуститься более или менее удачно, и когда Элли вернула им прежний вид, быстро оправились от ран. Недаром же славится живучестью воронье племя. Пока Элли разыскивала дядю Чарли и оживляла ворон, Топотун обшаривал поле битвы в поисках своего хозяина. Он нашёл его полузадохшимся во рву под трупами неприятельских солдат. Медведь выразил бурную радость и так сжал Урфина в своих объятиях, что чуть не окончательно отправил его на тот свет. Время королей кончилось В Подземной стране никогда ещё не бывало такого грандиозного митинга. Кроме павших в бою и тяжело раненых, собрались все. На обширной равнине, прилегающей к Срединному озеру, толпились горожане, солдаты, короли, министры, крестьяне, рабочие с фабрик и заводов, искатели алмазов, рудокопы, старики, дети, женщины, пришельцы нз верхнего мира - Мигуны и Жевуны, граждане Изумрудного города. Отдельно стояли избитые, исколотые, исцарапанные дуболомы, гордые тем, что только благодаря им была одержана великая победа. Лан Пирот бил себя в могучую грудь деревянным кулаком и шумно разглагольствовал о том, что настало самое время дуболомам доказать себя и идти завоевывать новые страны. На трибуну поднялись Элли с Тотошкой на руках, Страшила, Железный дровосек с вороной Кагги на плече, Смелый Лев, Урфин Джюс, Фарамант, Чарли Блек, Лестар, Арриго, Фенелла. Первым говорил Страшила. Голос его был слаб, но в многотысячной толпе стояла такая тишина, что слова оратора слышались повсюду. - Граждане Подземной страны! - говорил Страшила. - Мы, верхние жители, народ мирный, и вы это хорошо знаете. Раньше мы не сталкивались с вами лицом к лицу, но жили в дружбе много столетий, торговали друг с другом, и разве это было плохо? Страшила помолчал, а в толпе пронёсся гул. Оратор продолжал: - Ваши короли первые принесли к нам войну, и мы только ответили ударом на удар. Мы пришли, это я говорю не о себе, меня принесли... - В толпе пронесся смешок, - Я говорю о своих друзьях, мы пришли освободить наших пленников, и больше нам ничего от вас не нужно. Мы будем жить вверху, вы живите внизу, и, если хотите, мы по-прежнему будем торговать с вами. Потому что торговля - это не война, а война - не торговля. Если бы торговля была войной, она так бы в называлась, но она же так не называется... Мудрость слов Страшилы потрясла толпу. Страшила закончил свою речь: - Мы не хотим навязывать вам такой образ правления, какой нам нравится. Живите, как вам угодно. Если вам нравится подчиняться власти семи королей, подчиняйтесь ей, если не нравится - не подчиняйтесь. Только я бы считал,что семь королей - это слишком много. Смотрите сюда! Он поднял растопыренные пять пальцев правой руки и два левой. - Слушайте меня, я считаю. Страшила начал медленно считать, загибая мягкие непослушные пальцы: - Один... два... три... четыре... пять... шесть... семь! Видите, даже сосчитать трудно! А легко ли выносить капризы и прихоти семи королей?! В толпе грянул оглушительный хохот. Этим хохотом навсегда была убита власть семи подземных владык. Страшилу сменил Фенелла. - Дорогие соотечественники! - начал он. - Быть может, не все из вас знают предыдущего оратора. Разрешите сказать о нем несколько слов. Это - Страшила, правитель Изумрудного города, унаследовавший свой пост от Гудвина Великого и Ужасного. Страшила - соломенный человек, но Гудвин дал ему удивительные мозги. В этих мозгах рождаются светлые мысли. За эти мысли Страшила заслужил от своих подданных прозвание Трижды Премудрого, и он это название заслуживает. В самом деле, я в жизни не слыхал ничего мудрее речи, только что сказанной уважаемым Страшилой. Зачем нам семь королей? Зачем нам семь воевод? Зачем нам семь придворных штатов и семь банд разнузданных лакеев? Зачем нам семь королевских войск и семью семь дурацких приветствий, которым мы должны выучиваться при смене королей?.. Народ заревел от восторга, но короли, воеводы, министры и лакеи молчали. Фенелла продолжал: - Я считаю, что нам достаточно и слишком достаточно одного короля, одного штата придворных и лакеев, одного воеводы, одного войска... Но я полагаю, что таким королем недостоин быть никто из потомков короля Тубаго, навязавшего нам эту бессмысленную ежемесячную смену королей. Я полагаю, что нашим королём должен быть человек, первым поднявший голос против затеянной семью владыками завоевательной войны, человек, нашедший в себе решимость покинуть родину и предупредить наших верхних братьев об опасности, которая им угрожала. Вы знаете, о ком я говорю, кто этот человек. Это - Арриго Честный! Да здравствует наш король Арриго Честный!! Восторженные крики толпы поднялись до самых облаков: - Ура! Ура! Да здравствует наш король Арриго Честный!! Но восторг толпы сменился удивлением и страхом. Раздался громовой голос Лана Пирота: - Ура, ура, вперёд на врага, моя храбрая армия!! Бравый генерал расслышал крики "ура", но понял их превратно, и дуболомы зашевелились, подняли оружие, готовые врезаться в беззащитную толпу. Однако Урфин Джюс не дремал: он сбежал с трибуны и двумя-тремя ударами резца по деревянному лицу смирил воинственный пыл генерала. Урфин Джюс шепнул ему несколько слов, и дуболомы по приказу Лана Пирота отправились в поле закапывать мертвых драконов. Когда суматоха улеглась, Арриго поднял руку в знак того, что он просит слово. - Дорогие соотечественники! - заговорил Арриго. - Я благодарю вас за высокое доверие и принимаю ваше избрание, но не в королевском сане, а в звании правителя. Мой друг Фенелла ярко нарисовал нам бедствия, которые мы терпели от семи королей, семи воевод, семи придворных штатов. Он хорошо сказал, что нам слишком достаточно одного короля, а я считаю, что и одного не надо, потому что время королей кончилось. Одобрительный гул прокатился в толпе. - Я буду править страной с немногими избранными вами советниками. У нас не будет придворных и лакеев, не будет воевод и солдат. Зачем нам войско? Короли содержали солдат, потому что боялись друг друга, а кого может бояться избранный вами правитель? Крики восторга снова потрясли воздух. Из толпы донесся вопрос, заданный чьим-то густым басом: - А что же делать королям? - Вы, Ментахо, можете быть неплохим пахарем при вашем росте и силе, - ответил Арриго при смехе толпы. - Другие короли и министры тоже найдут себе подходящие занятия. На первое время нам особенно нужны будут кузнецы, потому что мы перекуем мечи и кинжалы на заступы, плуги, бороны. Когда мы возделаем всю нашу пустующую землю, она щедро прокормит нас, и нам не придётся вести войны для захвата рабов. И да здравствует мир на долгие века!.. Громовые рукоплескания ответили на пылкий призыв Арриго, и долго ещё отражали их стены и свод колоссальной пещеры.

Sabretooth: Я полагаю, что нашим королём должен быть человек, первым поднявший голос против затеянной семью владыками завоевательной войны, человек, нашедший в себе решимость покинуть родину и предупредить наших верхних братьев об опасности, которая им угрожала. Вы знаете, о ком я говорю, кто этот человек. Это - Арриго Честный! Я думаю всё же, что Фенелла предложил кандидатуру Арриго не за упомянутые подвиги, а за то, что Арриго был грамотным экономистом. В книжной версии СПК короли и их придворные занимались в основном пирами и развлечениями, а фактически страной правил Ружеро, он и стал официально править после их свержения, поскольку был известным и опытным управленцем. Здесь короли и министры худо-бедно, но правят сами, и какой-то опыт у них тоже имеется. И переводить Ментахо в рядовые пахари, когда он проявил такие лидерские качества, смелость и решительность в борьбе, не очень разумно. Понятно, что тогдашняя идеология не позволяла его оставить королём, но войти в состав тех же советников Ментахо вполне бы мог. саль пишет: Таким образом и сама Пещера становится гигантского размера. В УДиЕДС сказано про вид из окна в коридоре: "Колоссальная пещера раскинулась на десятки миль в глубину и на много миль в стороны."

Анни: Чарли Блек Большое спасибо за книгу, она оказалась очень неожиданной и в чём то даже понравилась больше официальной версии, но канонная СПК всё таки более привычная. Понравилась Элли, особенно как она стала феей, больше внимания уделено Льву и Виллине, гигантская Кагги-Карр и конечно сюжетная линия Урфина, тайна его происхождения, его отношения с дуболомами и Топотуном. Интересны взаимоотношения Урфина с остальными героями, здесь впервые он действует сообща с положительными героями, а в каноне он хоть и исправился, но всё равно остался сам по себе. Жалко что в каноне Волков не стал больше поднимать тему происхождения Урфина, но там Урфин с рудокопами почти не взаимодействует и его происхождение не сыграло бы для сюжета никакой роли. И в этой версии СПК явно не хватает эпилога, всё слишком резко обрывается. Странно что в этой версии нет переселения рудокопов на поверхность, в канонной СПК это была основная идея финала, а здесь рудокопы так и будут жить в тяжёлых условиях пещеры.

саль: ЛуллаЛулла пишет: Саль, а откуда ваше стихотворение? Это маленький фрагмент, вернее - несколько состыкованных кусочков из довольно большого иронически-сказочного произведения "Сказание о Максе-Емельяне...". (название там длинное, как у "Робинзона Крузо", поэтому я его усёк) Автор - Семён Кирсанов, один из соратников Маяковского. Это "Сказание" чередует в себе стихотворные вставки и ритмическую рифмованную прозу. История престарелого царя, который сменив несколько жен , оставался без наследников, пока ему не сосватали великолепную здоровенькую Настю. И та за несколько лет родила с десяток царевичей. Всех их провозгласили царями, и за 200 лет в царстве царей (коронованных потомков) стало больше, чем людей. Похожая ситуация, но более сказочная. Там царей никто не свергал. Они затеяли, было, захватить себе в рабство волшебного Мастера, который их всем обеспечит своим сказочным мастерством и работоспособностью, но Мастер оказался ушлым и удрал, прихватив с собой последних путных жителей, что еще оставались, и заодно (как без этого) первую умницу-красавицу. А куча царей осталась в абсолютно обезлюдевшем царстве, и пусть сами думают, как выживать. А не придумают, найдётся кто-нибудь, кто их выметет, как мусор. Не знаю, читал ли Волков эту сказку, в дневниках об этом ничего.

саль: Sabretooth пишет: В УДиЕДС сказано про вид из окна в коридоре: "Колоссальная пещера раскинулась на десятки миль в глубину и на много миль в стороны." Опять я выступаю в роли неуча, элементарно не читавшего Волкова! В том-то и дело, что если расположить дворец под маковым полем, пещера в стороны раскинется на СОТНИ миль.

Sabretooth: саль пишет: Там царей никто не свергал. Они затеяли, было, захватить себе в рабство волшебного Мастера, который их всем обеспечит своим сказочным мастерством и работоспособностью, но Мастер оказался ушлым и удрал, прихватив с собой последних путных жителей, что еще оставались, и заодно (как без этого) первую умницу-красавицу. А куча царей осталась в абсолютно обезлюдевшем царстве, и пусть сами думают, как выживать. А не придумают, найдётся кто-нибудь, кто их выметет, как мусор. Похоже чем-то на "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина, только там сначала генералы оказались одни, а уже потом встретили мужика, который их всем обеспечил. Опять я выступаю в роли неуча, элементарно не читавшего Волкова! Странные у вас выводы из моей цитаты о размерах Пещеры

саль: ЛуллаЛулла пишет: Все-таки финал спк-2 с УВ мне нравится больше Мне нравится вся история с Усыпительной водой с начала до конца. За исключением глупейшего фрагмента с разбиванием кирпичной кладки. Ну, и алмазы-талисманы, по-моему тоже лишнее. А исходный Волковский вариант действительно завершается слишком скучновато и банально.

саль: Sabretooth не обижайтесь, пожалуйста, я имел в виду не вас. Точнее, почти не вас. А всю историю моих контактов на форуме. Я уже не смогу сосчитать, сколько раз меня ставили на место. Начиная со Знаменитого Дмитрия энциклопедиста. Так что вы ненароком попали в весьма уважаемую шеренгу (за что, если вам это неприятно, прошу прощения).

саль: Sabretooth пишет: Похоже чем-то на "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" По фабуле - может быть, а по картинке, не очень. У Щедрина остров - царство изобилия, а в Максе-Емельяне - разоренная страна, заросшая хвощами и ядовитыми грибами.

Чарли Блек: Оцифровка полного текста СПК-1 от Sabretooth и VasiaLeo: https://yadi.sk/d/U71aSmVTULEkRg В ближайшие недели планирую сделать полную сверку с исходным текстом, подправлю опечатки и тогда перевыложу файл.

Sabretooth: саль пишет: Мне нравится вся история с Усыпительной водой с начала до конца. За исключением глупейшего фрагмента с разбиванием кирпичной кладки. Я тоже не очень понимал, как стенка была связана с поступлением воды, и думал, что когда Руф Билан её разбивал, он вызвал какие-то сотрясения почвы, которые изменили путь воды в недрах земли. саль пишет: Sabretooth не обижайтесь, пожалуйста, я имел в виду не вас. Точнее, почти не вас. А всю историю моих контактов на форуме. Я уже не смогу сосчитать, сколько раз меня ставили на место. Начиная со Знаменитого Дмитрия энциклопедиста. Так что вы ненароком попали в весьма уважаемую шеренгу (за что, если вам это неприятно, прошу прощения). Всё в порядке я совсем и не хотел ставить вас на место, потому что это и не нужно, вы общаетесь спокойно и интересно.

Чарли Блек: Руслан пишет: соглашаться, что правильно забраковали, а после писать ЖТ с полностью военной тематикой и лепить не менее жесткую изначальную версию ТЗЗ, особенно с замыслами подорвать Тилли-Вилли - это двойные стандарты Мне кажется, Волков просто метался между двумя крайностями. По своим душевным склонностям и интересам он хотел писать реалистичные художественно-исторические романы на военную тему - проникнутые патриотизмом, героикой, самопожертвованием, с подробным описанием политических интриг и боевых операций (не исключая такой правды жизни как кровь, жестокость, показанная в кадре смерть и затем необходимость что-то делать с трупами). С другой стороны, у Волкова несомненно был дар настоящего сказочника, а это предполагает совсем другую тональность, другую аудиторию, другие художественные приёмы: юмор, выдумку, смекалку, волшебство, участие детей на главных ролях, мягкосердечие, атмосферу лёгкости и оптимизма. В итоге Волков балансировал на стыке двух жанров, и его заносило то в одну, то в другую сторону. В дневниковой записи он критикует СПК-1 и ставит в пример финал ОБМ - но на мой взгляд, там как раз допущен перегиб в сторону детскости. Слишком резок переход от нагнетавшейся драмы к весёлой игре.



полная версия страницы