Форум » Библиотечно-Справочный раздел » СПК — версия первая, кровавая, улётная » Ответить

СПК — версия первая, кровавая, улётная

Чарли Блек: Директор музейного комплекса Томского государственного педагогического университета Наталья Викторовна Сайнакова любезно предоставила фотоснимки страниц первой редакции «Семи подземных королей», написанной Волковым в 1963 году и отвергнутой издательством. Эта версия текста — черновая, она нигде не публиковалась, и отличия её от канонической версии кардинальны. В 1964 году Волков по сути переписал сказку заново, значительно изменив сюжет. Поэтому, несмотря на некоторые текстовые переклички между двумя версиями, здесь перед нами — фактически ещё одна, неизвестная сказка Волкова о Волшебной стране, седьмое звено знаменитого шестикнижия. На мой взгляд, эта первая редакция, конечно, гораздо слабее книжной, и особенно разочаровывает финал, так что правы были редакторы, забраковав эту версию. Однако для поклонников Волковских сказок этот текст может представлять интерес благодаря своей новизне и обилию красочных деталей, расширяющих наше представление о Волшебной стране. Поначалу я думал отложить выкладку до тех пор, пока не продвинусь в оцифровке дневников до времени написания сказки (1963). Но моими темпами это может затянуться на полгода-год, и кто знает, чем чревато было бы подобное промедление. Поэтому приступаю к выкладке прямо сейчас. P.S. Наталье Викторовне Сайнаковой за предоставленные снимки хочу ещё раз выразить огромное спасибо P.S.2. На титульном листе указан 1964 год, но на самом деле сказка написана в июне–июле 1963 года. P.S.3. На некоторых снимках видны замечания к тексту сделанные самим Волковым и кем-то из редакторов, возможно Ю. С. Новиковым. P.S.4. Добавлена оцифровка Sabretooth и VasiaLeo: https://yadi.sk/d/_QbmxFSBL8-NVg

Ответов - 300 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Руслан: Sabretooth пишет: Чёрных сторон в жизни много и без войны, но не обязательно в сказке такие упоминания. Но Волков же как раз и хочет уйти от сказки. И делал он это начиная с дописывания частей ВИГ. Так в чем проблема, если книга просто не расчитана на тех же читателей, что и первая? Он показывает что война - это мясо, кровь и грязь, а не только бабах в воздух и все разбежались, что уже обращение к подросткам. Забота редакции - дать книге должны возрастной ценз, чтобы шестилетка, читающий ВИГ, её не брал. А так получается, что автор хочет говорить с более взрослыми читателями, используя фантастические аллегории ВС (как до него делали многие писатели, облекающие взролые темы и размышления в формат вымышленных миров), а ему - вот тебе рамки, пиши в этой теме только так, чтобы попили водички, поиграли в баскетбол, и сплошной хэппи-энд. В итоге вместо плавного перехода к какой-нибудь четвертой и пятой, которые бы были совсем взрослыми и ориентировались на условных 16-18 летних читателей, мы получили дикие качели из нравящихся Волкову вещей, которые он был вынужден втискивать в становящиеся ему все более узкие рамки детсадовских ожиданий редакции.

Sabretooth: Глава 18 Оцифровка - VasiaLeo, Чарли Блек Небольшая корректировка - Sabretooth Битва в сумерках Трехдневный поход звериной армии подходил к концу. Смелый Лев, как опытный полководец, не хотел пускать своё воинство в бой усталым и голодным. Птицы-адъютанты разнесли по всем частям приказ остановиться на отдых. Секретари раздали последнее продовольствие, и после недолгого, но освежительного сна войско готово было двинуться дальше. Связисты-попугаи, высланные в разведку, возвратились и доложили о том, что увидели в стране Мигунов: деревни безлюдны, Фиолетовый дворец стоит с закрытыми дверями и окнами, но дозорные Мигуны, сидящие на крыше, сообщили им, связистам, что минувшей ночью неприятелю нанесено крупное поражение. В лагере противника, расположенном невдалеке от дворца, заметно движение: воины выходят из палаток и снимают чёрные повязки с глаз у драконов. Похвалив разведчиков за исчерпывающее донесение, Лев разослал адьютантов к командирам частей. Батальоны и роты в стройном порядке выступили на врага. Впереди всех шли ревуны; в лучах заката их рыжая шерсть казалась огненной. К тому времени подоспели воздушные эскадрильи. Они получили приказ держаться в резерве, но каждую минуту быть готовыми вступить в бой. В неприятельском стане было замечено приближение звериного войска. Вид его представлялся весьма внушительным. Семь воевод провели краткое совещание. Фантроно и Карленья стояли за то, чтобы посадить армию на драконов и покинуть страну Мигунов. Воевода Гарринчо предлагал выступить навстречу неприятелю и завязать бой в открытом поле. Но Газрта был известен упрямством: он не слушал ничьих советов и предпочитал действовать пусть плохо, но по-своему. - Мы займем круговую оборону, - сказал он, - и если враг прорвется внутрь, ему придется туго! Приказ тотчас стал приводиться в исполнение, потому что Гаэрта был главнокомандующим. Ящеры образовали двойной вал, за этим валом первую шеренгу составили лучники, далее стояли копьеносцы и пехота, вооруженная мечами и кинжалами. Драконы, повернув к наступавшим свирепые морды, пронзительно шипели и щелкали зубами. Но как ни были громки эти звуки, их совершенно заглушил могучий рев, похожий на рев тысячи водопадов. То ревуны, раскинувшись цепью перед неприятельским лагерем, разом раскрыли широкие пасти, и страх закрался в сердца подземных воинов. Сделав свое дело, ревуны разбежались по флангам, открыв дорогу бойцам. Из-за чешуйчатых спин драконов вылетали сотни стрел, сея смерть среди звериной армии. Но тигры, медведи, пумы, кугуары неустрашимо продвигались вперед, и их ряды вплотную подкатились к живому кольцу гигантских ящеров. Ящеры почувствовали, как тяжелы и болезненны укусы лесных хищников, как глубоко вонзаются в их животы когтистые лапы. А тут ещё прихлынули запоздавшие в походе крысиные орды. С противным писком крысы карабкались по лапам драконов, грызли живое мясо, казавшееся им таким вкусным после сухой степной травы. И драконы не выдержали. Сначала распался первый ряд, а вслед за ним и второй. В промежутки между драконами прорвались медведи, тигры, ягуары, и началась страшная битва. Сам Смелый Лев, позабыв о том, что полководец должен руководить боем издали, испустил воинственный рёв и кинулся в самое опасное место. Ему бы не сдобровать, но около Льва очутился Железный Дровосек. Он не усидел в крепости и поспешил на помощь другу. Он производил такое ужасное опустошение своим огромным топором, что подземные воины бежали от него в страхе. Гаэрта натравил на Дровосека трёх драконов одного за другим, и всем им Железный Дровосек отрубил головы. Пронзительный визг и скрежет ящеров, оглушительный рёв тигров и медведей, вой кугуаров и рысей, людские крики — всё смешалось в грозную симфонию боя. Вдобавок ко всему обозники — буйволы и туры — впали в воинственный азарт и вломились на поле битвы с громким мычаньем, опустив к земле могучие головы и роя землю копытами. Их натиск был так сокрушителен, что враг не выдержал. По сигналу труб уцелевшие воины попрыгали на спины драконов, и крылатые чудовища, трепеща крыльями, взмыли в воздух и понеслись на запад. И тогда Смелый Лев бросил в бой крылатые резервы. Грифы, орлы, кондоры со зловещим клёкотом мгновенно догнали тяжеловесных ящеров, и завязалась битва в воздухе. Ястребы вцеплялись когтями в глаза драконов, коршуны раздирали им бока острыми клювами. Орлы и кондоры, шумя могучими крыльями, набрасывались на людей. Солдаты отбивались мечами и копьями, но проворные птицы увёртывались от ударов, и нередко какой-нибудь несчастный, потеряв равновесие, с криком ужаса падал в бездну. Грифам понравились фосфорические шарики на шлемах воинов, и они, паря над ними, старались сорвать шлем, хотя бы с головой. Ровный строй ящеров нарушился. Они в беспорядке старались отдалиться от пернатых противников, инстинкт влёк их к востоку, поближе к родному подземелью. И постепенно, насытившись боем, с окровавленными клювами и когтями, воздушные воины Смелого Льва отставали от неприятеля и возвращались к Фиолетовому дворцу. Более блестящей победы над врагом ещё не бывало в Волшебной стране. Потери звериной рати были велики, но и семь подземных королей лишились половины своего войска и около пятидесяти драконов. Измученные, израненные звери повалились, кто где стоял, и проспали тяжелым сном до рассвета. Когда наступил новый день, Лев принял парад армии-победительницы. Значительно поредевшие звериные батальоны и роты торжественно промаршировали перед трибуной, где стояли Лев, Железный Дровосек с вороной Кагги-Карр на плече и Лестар, чья остроумная выдумка с факелами спасла от плена мужчин Фиолетовой страны. Командиры частей доложили Смелому Льву, что армия голодна, и просили разрешения съесть убитых в бою. Но Лев заявил, что это было бы позором для победителей и приказал с честью похоронить павших как зверей, так и людей. Он только разрешил желающим воспользоваться драконьим мясом, но оно оказалось таким жёстким, что его ели только хищные птицы да крысы. Впрочем, Льву не пришлось раскаиваться в своем благородном поступке. Семьи Мигунов вернулись из степи, и благодарные хозяйки натащили множество продуктов. Тигры и леопарды лакали молоко из огромных чаш, ягуары и кугуары лакомились сыром, пумы и рыси уплетали творог, а медведи с восхищением обнаружили, что ломти хлеба, намазанные сливочным маслом, очень вкусны. Зубры и буйволы вдоволь наелись сена, а на десерт получили великолепные фрукты. Потом обоз нагрузили провиантом, и звериная армия, провожаемая теплыми словами Мигунов, двинулась в обратный путь. Командовать ею и замещать себя в государственных делах Лев назначил Главного Тигра. Это был заслуженный деятель, он с успехом заменял Льва, когда тот вместе с Элли боролся против Урфина Джюса. - Скажите моей жене, - молвил Лев, - что я не вернусь, пока не выручу Страшилу. Ну... а если мне суждено погибнуть, пусть она знает, что я пожертвовал собой ради дружбы. И ещё скажите: пусть жена воспитывает детей смелыми и справедливыми... Лев всхлипнул, но тотчас взял себя в лапы, обнял Главного Тигра, и они распрощались.

Анни: Sabretooth пишет: Лев назначил Главного Тигра. Это был заслуженный деятель, когда-то он с успехом вместе с Элли боролся против Урфина Джюса Когда это Тигр помогал Элли против Урфина? Лев один пошёл на помощь Элли, а Тигра оставил главным в лесу вместо себя.


Sabretooth: Анни я недосмотрел, и в корректировку вкралась ошибка спасибо, что подсказали, я исправил. Должно быть " Это был заслуженный деятель, он с успехом заменял Льва, когда тот вместе с Элли боролся против Урфина Джюса."

саль: Sabretooth пишет: Все эти крысы, грызущие живое мясо, грифы, отрывающие шарики вместе с головой, насытившиеся боем орлы с окровавленными клювами, я и называю смакованием. Я тут немного подумал спокойно. Насчёт того самого смакования. А может быть Волков не так прост и примитивно азартен в смачных деталях. Может быть, эти детали введены намеренно и имеют скрытый смысл? Да, Волков весьма натуралистичен в описании деталей боя, а вернее - побоища. Но не забываем ли мы, что он описывает не военное сражение, а прямо-таки настоящую звериную схватку. И описывает так, как она и должна была происходить. Ведь это же крысы - а что, мы не знаем, что такое крысы, да еще стаей. Ведь это же беспощадные летающие хищники и стервятники. Они не могут быть не кровожадными, и не насыщаться чужой кровью. Но кто устроил побоище, кто затеял всё это мерзкое дело? Люди. Те самые разумные существа, которым претит смакование жестокости и мерзости. Разве звери начали войну? Люди бросили зверей в затеянную ими схватку, а дальше пошло так, как не могло не пойти. И винить зверей не в чем. Значит надо винить людей. Они, и только они, виноваты во всём, что только что прошло перед нашими глазами. И нет в этом деле никакого благородства, взгляните на крыс и стервятников, если вы это еще не поняли. А крысы и стервятники, наоборот, герои. Они , лишаясь жизни, решают за людей их человеческие заморочки. Решают как умеют. Просто людям не надо уподобляться зверям, этим поневоле природным хищникам. Им-то как раз такое деяние непростительно. Может быть , это расшифровывается именно так: "Полюбуйтесь", что творят звери, на что они способны. А ведь звери-то не они, а вы, мои дорогие соплеменники! По контрасту, бой Мигунов выглядит благопристойнее, хоть результат тот же - уничтожение Рудокопов. Бой менее зверский, но по глубокому смыслу - не лучше.

Чарли Блек: Сорри, друзья, я тут внепланово оказался в краткосрочной поездке, где интернет доступен только с телефона, поэтому завтра очередной фрагмент выложить не смогу Надеюсь возобновить выкладку послезавтра...

Sabretooth: саль я не думаю, что стоит так глубоко копать. Вот описание боя из "Вторжения клювоносых" В этой битве не просили и не давали пощады. Сильные мохнатые лапы хватались за выдающиеся части машин, отламывали колеса от шасси, массивные тела бросались на лопасти несущих винтов и, разорванные в клочья, летели вниз вместе с обломками. Скорострельные пушки работали впустую: нападающие держались выше или ниже линии обстрела. Зато лучевые пистолеты то и дело находили себе жертвы. В воздухе пахло паленой шерстью и горелым мясом, полусожженные трупы падали на лес, на дорогу, вымощенную желтым кирпичом. Здесь с такими же подробностями показана гибель не врагов, а самих Обезьян. То есть Волков и в том, и в другом случае писал без какого-либо скрытого смысла. Я думаю, что и в ОБМ редакторы могли попросить его смягчить сцены взятия ИГ и боя рудокопов с Марранами, к которому есть пояснение, что Марраны всего лишь обманутые жертвы Урфина и поэтому Ойххо не истребляет их десятками, а просто пугает, и этого достаточно. Конечно, если недостаточно, то с врагом надо расправиться, но не обязательно расправу показывать во всех цветах и красках. Чарли Блек будем ждать следующих глав послезавтра

саль: Я к тому, что Волков сам по себе очень противоречивый человек. Он вроде бы не прямолинейный сторонник советских порядков, но и совсем не антисоветчик. А умеренно-оппозиционный интеллигент, держащийся в сторонке от самых ярых. Он вроде бы и гуманист и в чём-то пацифист, но одновременно и человек, понимающий азарт и ярость боя. И при том совсем не ястреб. Потому, думаю, натуралистические сцены писались им в состоянии творческого и боевого возбуждения, но... Но потом любой автор перечитывает написанное. Что-то вычёркивает или меняет, что-то оставляет, но уже исходя из анализа и логики. И оставил Волков фрагменты кровавой свалки уже в спокойном состоянии, посчитав их достаточно умеренными и одновременно поучительными, несущими позитивную нагрузку. Я не думаю, что Волков собирался играть на низменных инстинктах читателей. Тогда бы он ожесточил и слишком ленивый бой у торговых ворот и захват ИГ. Нет, он оставил кровь и разорванную живую плоть только в кульминационном действии, и только в поединке животных. Зачем? Чтобы хоть здесь усилить серьезность события. Война не должна выглядеть игрушкой, думаю такой была его логика.

Руслан: Я уверен, что Волков просто подчеркивал цену победы и реалии войны. Отсюда же и замысел взорвать Тилли-Вилли, и та злосчастная бомба, и весь его военный пафос, который по дневникам был для него столь же естественен и за пределами литературы. С точки зрения Волкова с захватчиками не может быть полумер. Только беспощадный, жертвенный бой. Для него это не смакование крови и жестокости, а скорее неотъемлемая часть реалии жизни человека. В его мире смерть все время рядом - от хищников, природы, рук человека. В отличие от сказочных ведьм Баума Волков по максимуму сосредотачивает сюжет на том, что может реально убить, будь то степные волки, буря, пустыня, обвал или завоеватели. И то, что он все громче об этом говорит в трех книгах, свидетельствует о восприятии читателей как растущих, а не застывших на одном уровне. Третья книга изначально, видимо, ориентировалась им уже на двенадцатилетних, не меньше. Плюс, не забываем, что Волков - "мальчуковый" писатель, хоть и взял изначально историю про девочку. Но как только начал писать свое, сразу задвинул в пользу персонажей-мужчин. Он пишет о войне, потому что война была темой всех мальчишек того времени, и в убийстве врагов или жестокости боя никто не видел ничего странного. Как Саль и сказал, тогда через это в той или иной мере все прошли.

Sabretooth: саль пишет: Я не думаю, что Волков собирался играть на низменных инстинктах читателей. Тогда бы он ожесточил и слишком ленивый бой у торговых ворот и захват ИГ. Нет, он оставил кровь и разорванную живую плоть только в кульминационном действии, и только в поединке животных. Зачем? Чтобы хоть здесь усилить серьезность события. Война не должна выглядеть игрушкой, думаю такой была его логика. Возможно, что так и было. Волков оставлял в животном мире ВС те отрицательные особенности, которых у человеческих народов или совсем нет, или они ликвидируются (например, монархия, выраженное социальное неравенство, как у Лис, ограничение рождаемости, как у Гигантских орлов и т д). Поэтому и битва животных у него выглядит гораздо натуралистичнее, чем бой между людьми. Руслан пишет: Волков - "мальчуковый" писатель, хоть и взял изначально историю про девочку. Но как только начал писать свое, сразу задвинул в пользу персонажей-мужчин. В этой версии людей из-за гор вообще нет и пока даже и не предвидится, жители ВС вполне справляются своими силами, а во главе их стоят персонажи мужского пола. Хотя это только половина книги, дальше может всё измениться.

ЛуллаЛулла: Образ Железного Дровосека у Волкова отличается между книгами 1-2 и 3-6. В 1-2 это образ силы, надежности, защиты, уверенности. В 3-6 ЖД не вылезает из ремонта и хронически ржавеет. Он начинает ассоциироваться со слабостью. Исключение СПК-1 глава 17. Sabretooth пишет: На горящей крыше появилась могучая фигура Железного дровосека. Мигуны подавали снизу полные ведра, а он бесстрашно шагал по пылающим доскам и выливал на них воду. Ни огонь, ни дым, ни горячий пар были ему нипочем Особенно интересна фраза "ни горячий пар". Обычно для того, чтобы начать немедленно ржаветь ЖД достаточно собственных слез. Интересно, как образ будет развиваться дальше. Народ мигунов прокачан резко. Кто-нибудь подсчитал, сколько времени прошло после победы над Иг до атаки на ФС?Сколько времени нужно на обивку железными листами целого здания? А на отливку листов?

Чарли Блек: Что ж, пока в мире происходят разные события, продолжаю потихоньку выкладывать следующие главы. Боюсь, что сторонников овзросления текста они разочаруют, но так уж написал сам Волков. Главы 19–20:

Руслан: Напротив, любителю взросления очень нравится. Во-первых, драматический Страшила. Переосмысление своей мудрости, жертвенность, попытка договориться - все великолепно. Во-вторых, жители в плену, жители на поверхности - тема борьбы покоренного, но не покорившегося народа в полный рост. В-третьих, активная волшебница. Вот, пожалуйста, в первой изначальной трилогии Вилине не плевать. В четвертых - пассаж по задолбавшую Элли именно авторский, это великолепно. Полет на птице - это не только предтеча орлов, но и отсылка в сну Элли из ВИГ, где она летела на птице. Видно, идея у него витала уже тогда. Наконец, важная деталь - магия Виллины все же работает за пределами страны, иначе увеличение потеряло бы силу. Судьба Билана - это он еще легко отделался. И приятно, что среди королей при всем показанном негативе отмечается и ум, и справедливость к былым заслугам, и уважение к статусу противника.

саль: Ну, дальше всё ясно. Элли будет хлопать в ладоши. Дядя Чарли приедет с пушкой наперевес, и ка-а-ак выйдет с ней из-за шкафа, тут рудокопам и крышка. А Страшила по этому поводу немного станцует. А так хорошо всё начиналось! Одна беда, Чарли Блека придется вызывать телеграммой с острова Куру-Кусу.

саль: Непонятно только, какой халтурщик написал для Виллины волшебную книжку. Не тот, кто делал мозги Страшиле?

Чарли Блек: саль пишет: Забавный фрагмент. Неужели никто, кроме Энкина Фледа не представлял себе, где находится страна Мигунов? Меня тоже удивило. Возможно, это отголосок ВИГ, где Фарамант говорил, что в страну Мигунов нет дороги и никто туда по доброй воле не ходит. Т.е. сообщение между странами долгие годы полностью отсутствовало. С другой стороны, в том же ВИГе Дровосек на плоту говорит, что река принесёт путников в ФС, в рабство к Бастинде. Значит, достаточно просто плыть по реке, и об этом знает даже Жевун-Дровосек. Кроме того, в УДиеДС путь в сторону ФС проделала масса восставших жителей ИГ, а вести о событиях в ФС сам Билан получал от разведчиков, т.е. должен был бы знать местоположение страны. В общем, путаница. ЛуллаЛулла пишет: Образ Железного Дровосека у Волкова отличается между книгами 1-2 и 3-6. В 1-2 это образ силы, надежности, защиты, уверенности. В 3-6 ЖД не вылезает из ремонта и хронически ржавеет. Он начинает ассоциироваться со слабостью. Исключение СПК-1 глава 17. Ещё эпизод в ЖТ, где Дровосек организовал успешную оборону против Арахны, а тому же Билану едва не снёс башку. саль пишет: А Страшила по этому поводу немного станцует. Ну, если б всё решалось танцем и хлопаньем в ладоши, думаю редакторы не забраковали бы рукопись. Ограничились бы предложением смягчить звериный бой, да и всё...

Руслан: саль пишет: Элли будет хлопать в ладоши. Дядя Чарли приедет с пушкой наперевес, и ка-а-ак выйдет с ней из-за шкафа, тут рудокопам и крышка. А Страшила по этому поводу немного станцует. А так хорошо всё начиналось! Вообще это маркер тупиковости взглядов автора. Потому что любимая Волковым приключенческая литература ориентирована на образ белого спасителя, которому помогают благородные дикари. Коммунистическая модель, например, не требует ожидания героя со стороны - и вот уже в цикле пример верхних жителей заражает рудокопов. Самым разумным прощанием со сказкой, разумеется, стала бы победа своими силами без приглашения, благо функции Чарли вполне может перенять Лестар. Ну не нужны на данном этапе ни Элли, ни Чарли. У вас вообще-то фея есть. Книга, действительно, тот еще советчик. Что за ерунда про указание способа доставки? А то Вилина сама не способна подумать, как можно перенести сюда Элли. И что за канцелярская речь у феи с её производственными секретами и знанием зоологии? И, если уж на то пошло, нафига вообще кого-то звать, если ты можешь создавать великанов? Даешь вариант Бахнова, делай гигантского ЖД и Льва и айда разносить вражескую армию.

саль: Осталась еще у меня надежда. На встречу с Раминой. Неужели и здесь не будет кусочка об истории их мышиного рода.

Sabretooth: Руслан пишет: Ну не нужны на данном этапе ни Элли, ни Чарли. Тут действует обычный штамп: в детской книге должны быть в числе главных героев дети. В угоду этому штампу в ВС и появлялись самыми разными, порой абсурдными (как в ОБМ) способами Элли, Энни, Фред и Тим. Судьба Билана - это он еще легко отделался У королей, как в этой главе ещё раз подчёркнуто, очень развито чинопочитание. Поэтому понижение на самую нижнюю ступеньку дворцовой иерархической лестницы может считаться достаточным наказанием. Тем более, что основные потери армия королей понесла по вине Гаэрты, которого от казни спасли только былые заслуги. И что за канцелярская речь у феи с её производственными секретами и знанием зоологии? Виллина вполне могла разбираться в зоологии - в БМ волшебники должны были быть учёными людьми. Другое дело, что термин "зоология" появился только в 18 веке, когда Виллина уже давно жила в ВС. Остаётся только предполагать, что книга позволяла ей быть в курсе развития наук в БМ

Руслан: Книжка, кстати, тот еще гугл-поисковик, умудряющийся совмещать все на свете. Паста зубная, перо жар-птицы, подземные короли.



полная версия страницы