Форум » Библиотечно-Справочный раздел » Сравнительная статья. Элли против Дороти » Ответить

Сравнительная статья. Элли против Дороти

Старая Мышь: Нашла в интернете статейку вот на этом ресурсе: https://gorky.media/context/elli-protiv-doroti/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com Может кому интересно будет?

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Donald: Любопытная статья, хотя с большей частью постулатов автора я в корне не согласен. Но разбор явно делал внимательный к мелочам текста человек.

Чарли Блек: Donald пишет: Любопытная статья, хотя с большей частью постулатов автора я в корне не согласен. Но разбор явно делал внимательный к мелочам текста человек. ППКС ) Статья оч интересная, но явно тенденциозная ) Этак, прочитав её, можно решить, что Элли вообще стремилась в Канзас главным образом ради ярмарки. Ну а родители побоку, тем паче что проигрывают даже Пестрянке в списке Эллиных приоритетов )) Чем однако ещё примечательна статья: она показывает, в какую сторону дрейфует общественная мораль в современной России. Когда Элли стыдила, скажем, Льва за трусливое нападение на Тотошку, это действительно было нарушением личных границ Льва, вторжением в его privacy. Для советской морали это более свойственно, для американской менее. Но именно такая отмена границ сближает персонажей, сокращает дистанцию, даёт им возможность стать настоящими друзьями. Т.е. с советской точки зрения - это хорошо, это правильный способ общения. А с американской и с современной российской - это газлайтинг, манипулирование, игра на чувствах. Т.е. плохой способ, нечестный, эгоистический, травмирующий чужую личность. Иными словами, по Бауму - каждый сам по себе. Трус Лев или не трус - его личное дело, и никто не вправе его стыдить, упрекать и вообще ставить под вопрос особенности его характера. Можно требовать только соблюдения дистанции - мол, держись подальше от Тотошки, - но нельзя нарушать дистанцию в ответ, пытаясь перевоспитать обидчика. Притом автор статьи старательно обходит молчанием те моменты в тексте Баума, которые свидетельствуют, что между Дороти и её спутниками нет особой привязанности. А такие моменты есть. Например, первый спор Дровосека и Страшилы про сердце-мозги: Дороти, слушая спорщиков, думает - "главное мне попасть в Канзас, и тогда уже будет без разницы, что у Дровосека нет мозгов, а у Страшилы сердца, или что они оба получат желаемое". Или момент, когда Страшила застрял на шесте посреди реки. У Баума (в отличие от Волкова) никому даже в голову не приходит, что надо вернуться за Страшилой и спасти его. Вместо этого Дороти, Дровосек и Лев ищут жёлтую дорогу, чтобы продолжить путь в ИГ без Страшилы. И только случайно пройдя мимо того места, где завис Страшила, они решают всё же как-то помочь ему.

Donald: Чарли Блек Я бы не сказал, что статья свидетельство изменения морали в целом по России. В сети гораздо больше свидетельств тех, кто обожает Волкова и отрицательно отнесся к Бауму, просто они не написали красивых и подробных сравнительных статей. Автор да, раделяет современную западную мораль и выбирает соответствующие фрагменты текста.


Капрал Бефар: Мда, уж насколько я антисоветчик и русофоб, но тенденциозность цитирования и подгонка под заранее заданные "выводы" заставила конкретно пофейспалмить. Скажу по самой, казалось бы, серьёзной претензии к Волкову (в ВИГ-59), о которой с досадой писали и М.Петровский, и другие - о предсказании Виллины, задавшем-де эгоистическую мотивацию поступкам Элли. Так ведь в том-то и цимес (почти уверен, что и по замыслу автора), что предсказание вместе с мотивацией не срабатывает, Гудвин улетает без Элли, а срабатывает "ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, – дружбе" (здесь, кстати, ещё и снятие спора "что лучше - мозги или сердце"). И это прямо подсвечивается в известном диалоге:– А почему я должен буду вернуть тебя домой? – Потому что так написано в волшебной книге Виллины… – А, это добрая волшебница Желтой страны, слыхал о ней, – молвил голос. – Ее предсказания не всегда исполняются. – И еще потому, – продолжала Элли, – что сильные должны помогать слабым. И автором достаточно последовательно проводится тезис, что вот это второе - намного важнее. Может быть, не слишком разжёвано, но для этого надо было многое переписывать с нуля, а не просто косметически дорабатывать свой вольный пересказ Баума двадцатилетней давности. И это была бы совсем другая книга - и далеко не факт, что лучше. По мне куда более спорна другая волковская придумка, причём изначальная: то, как легко Элли, увидев надпись Людоеда, готова "попасть отсюда прямо в Канзас, к маме и папе", даже не подумав попрощаться со спутниками, и пофиг, что они подумают о её исчезновении, станут ли волноваться... Вроде бы это должно намекать, что между ними ещё не установилась привязанность, но выглядит всё-таки жёстче, чем баумовское "тогда уже будет без разницы, что у Дровосека нет мозгов, а у Страшилы сердца, или что они оба получат желаемое" (стыдливо опущенное в переводе, например, Романенкова-Белова). (Кстати, не без оснований осуждаемый многими порыв сухиновской Элли - бросив всё, не предупредив Аларма, отправиться в Лес Призраков разыскивать родителей - наверняка отсюда корнями и неспроста же подсвечивается встречей с Людушкой)

Sabretooth: Я до сих пор не знаю простой вещи, подскажите, пожалуйста, кто знает - сколько лет Дороти во время действия "Волшебника"? у меня книга смешивается с фильмом 39 года и Дороти для меня уже взрослая девушка. А Элли всего 9 лет, и уже поэтому сравнивать их поступки в полной мере нельзя. Книга Баума - девушка в сказочной мирной стране, книга Волкова - девочка в первобытном средневековом Затерянном мире, где нет места фарфоровым куклам, он ближе к миру сказок Шарля Перро и братьев Гримм. Если бы баумовская Дороти попала в волковскую ВС, как бы она действовала? Тут уже только фантазировать осталось

Лерелахит: Интересно. Хотя мне всегда казалось, что волшебник Оз и волшебник ИГ, это книги, написанные в разных жанрах. Волков, хотя часто пытается читать мораль, пишет скорее приключение, чем сказку. Оттого и персонажи смотрятся реальней и получают имена, и опасности на каждом шагу. Кое с каким эпизодом в статье я не согласна. То, что Элли не использует шапку при наводнении объясняется осторожностью - она и перед горой Прыгунов не хотела её использовать. Говорят, что Страшиле и Дровосеку грозит опасность, но ведь и Элли впоследствии чуть не утонула. А Страшилу и Дровосека можно нарисовать заново и смазать соответственно, что и произошло. Странно, что автор упомянул целеустремлённость Элли, но не записал её в плюсы.

Капрал Бефар: Мне дико понравилась пиеса Стеллы-Виллины и Othilia "Если с другом вышел в путь" с ФБ-2015 (прямая ссылка на pdf: https://emeraldcity.clan.su/fb15/maxi/ig-s-drugom-v-put.pdf ), где Дороти и Элли проходят свой путь вместе. Сопоставление характеров раскрыто вканонно и убедительно. Жаль, что авторов, видимо, поджимал дедлайн, и со второй половины пришлось комкать и сливать сюжет. Бастинда, сходу обписанная двумя Тотошками - это, конечно, смищно, но интересней было бы увидеть девочек у Бастинды - дрожащую как овечий хвостик Дороти и Элли, агитирующую Фрегозу на акцию гражданского неповиновения. Или Дороти, идущая с Дровосеком через Лес Воющих деревьев и Фарфоровую страну, и параллельно борющиеся с наводнением Элли, Страшила и Лев - можно придумать интересные ходы о том, почему они разделились и как встретились. А главное, чтобы все персонажи общались с Дороти в баумовских характерах, а с Элли в волковских (последовательно выдержано только для Виллины / Доброй ведьмы Севера). Sabretooth пишет: у меня книга смешивается с фильмом 39 года и Дороти для меня уже взрослая девушка. Да нет, у Баума она явно намного моложе, и Лев не антропоморфный. После переселения в страну Оз на ПМЖ несколько лет спустя ей "вечные одиннадцать" (хотя... Баум... непротиворечивые данные о возрасте... шутите?)

massimoling: Эля Кузнецова (шутки в сторону, Элли Смит Эля тоже от каких только имëн не бывает сокращением. Знаю заочно одну Элю, которая вообще Елена. даже из тети Эмилии О, не задумывается, что у баумовской тëти Эм полное имя Эмилия. И тем удивительнее звучит разговор Дороти с Болвашей С кем – с кем? А, это Страшила. От создателей «генерала Печеньки Коврижки», как я понимаю. Но там хоть обыграно Jinjur – Ginger, а как Scarecrow превратился в Болвашу? Если хотели как в оригинале и не как у Волкова, он должен был стать Пугалом.

massimoling: Капрал Бефар спасибо за ссылку на пьесу, в процессе чтения, очень доставляет. Юмор и цитаты в духе ролёвок форума) Собственно, весь смысл ВИГа: Слыхал я как-то, что наградой за пройденное чаще всего становится новое задание...

Капрал Бефар: massimoling пишет: а как Scarecrow превратился в Болвашу? Видимо, цепочка Пугало - Истукан - Болван...

massimoling: Интересно, зачем в пьесе эта холмсовская вставка в Изумрудном дворце. Дороти. Семь коридоров… Элли. Что? Дороти. Мы прошли семь коридоров, прежде чем попали сюда. Элли. Разве? Я не считала. Мы прошли гораздо больше по дороге, вымощенной желтым кирпичом. (Зевает.) Дороти. А я сосчитала. И три лестницы.

Руслан: Отсылка к Бауму, где так и было. "Они прошли через семь коридоров, поднялись и спустились по трем лестницам и наконец оказались в комнате в лучшей части дворца." Видимо, подчеркивание разницы в восприятии окружающего мира Дороти и Элли. Первая больше обращает внимание на детали, особенно в чужом дворце.

massimoling: Просто сразу вспомнилось из советского сериала про Холмса: – Вот вы, например, Ватсон, можете сказать, сколько ступенек на лестнице у нас в прихожей? – Восемь. – Сколько? – Семь. – Десять. Первая скрипит, на седьмой два года назад меняли доску.

massimoling: «Дорог нет, полей нет, деревьев нет, источников нет, населена Мигунами» – тоже доставило.

просточитатель: ЭмДороти же переживает, что из-за ее возможных похорон тетушке придется тратиться на траурное платье. ЧТО? То есть переживает не потому что будет грустно и плохо а что ПОТРАТИТСЯ на траурное платье?Кстати давно устаревший обычай.....Стиль Баума позволяет читателю собрать всех главных героев воедино и мыслить о них как о едином целом. Так, Дороти — это ядро личности, то, что заложено в детях с самого рождения: единство с матерью и домом. Болваша — ум, Дровосек — эмоции, а Лев — смелость, решительность. Они даже встречаются в сказке именно в том порядке, в котором каждый человек овладевает этими качествами: малыши не мыслят себя без родителей. Позже они «отрываются» от матери и пускаются познавать мир. Дальше их ждет школа, налаживание отношений с друзьями и любимыми. В итоге (и идеале) к каждому приходит уверенность в себе и своих силах, а за ней и умение по-взрослому принимать смелые решения. Все приключения этой великолепной четверки можно трактовать как процесс взросления, превращения ребенка во взрослого. Такая трактовка возможна только при условии достаточной расплывчатости образов главных героев. То есть она невозможна у Волкова. Эм ЧТО? Это что за монстр Франкештейна получается?

Руслан: просточитатель пишет: ЧТО? То есть переживает не потому что будет грустно и плохо а что ПОТРАТИТСЯ на траурное платье? Фраза вырвана из контекста и по дурацки переведена. Дороти говорит о том, что тетя Энн очень переживает за неё (до этого она говорила о том, что ей нужно вернуться к переживающим дяде и тете не раз, это уже разговор в финале с Глиндой). Потом говорит о том, что тетя, считая её погибшей будет носить траур (фраза в оригинале подразумевает - заниматься похоронами, а не только одевать траурное платье), и что при их бедности дяде это просто не по карману. Так что нет, все эти рассказы про бесчувственную Дороти - просто бред от людей, читающих книги в пересказе. просточитатель пишет: Эм ЧТО? Это что за монстр Франкештейна получается? Это называется коллективный герой. Очень хороший прием в литературе. P.S. Вообще я не понимаю. Вы, очевидно, просто развлекаетесь, цепляясь к словам во всех постах подряд, хотя обладаете обширным кругозором в плане книг и могли бы при желании легко разобраться по этим вопросам, будь желание. Более того, уверен, что на большинство своих вопросов вы знаете ответ.

просточитатель: Руслан пишет: и могли бы при желании легко разобраться по этим вопросам, будь желание. Более того, уверен, что на большинство своих вопросов вы знаете отве ну Страна Оз мне не очень нравится. Не мое это..Волшебная Страна Волкова мой выбор но все таки что происходит в Стране Оз любопытно. Но читать особо не хочется.

VasiaLeo: Чарли Блек пишет: Дороти и её спутниками нет особой привязанности. вот это как раз плохо

Анни: Капрал Бефар пишет: По мне куда более спорна другая волковская придумка, причём изначальная: то, как легко Элли, увидев надпись Людоеда, готова "попасть отсюда прямо в Канзас, к маме и папе", даже не подумав попрощаться со спутниками, и пофиг, что они подумают о её исчезновении, станут ли волноваться.. Элли поступила не очень разумно побежав по табличке и оставив Страшилу и Дровосека, но её можно понять, ей всего восемь лет, она попала в ВС где-то около трёх дней назад, с друзьями только что познакомилась и крепкой дружбы пока не было, у неё на первом месте была тоска по дому и желание вернутся.

VasiaLeo: самое смешное вот "Стелла (ласково). Расскажите, что привело вас ко мне. Вы что-то хотели узнать? Дороти. Вы Стелла или Глинда? Стелла. Я и то, и другое, и еще многое." я вот пишу фанфик по ВС, но волшебницу назвал Глиндой. Так круче

Флита20: По поводу эгоистической мотивации Элли. Девочка же бросается спасать Дровосека, потому что видит, что тот в беде и не о каких заветных желаниях его не спрашивает. Тема сердца всплывает сама собой в разговоре, и Элли уже post factum радуется, что "вот еще одно заветное желание". О поиске же "желателей" для достижения своей цели она думает лишь тогда, когда, с ее точки зрения, спасать некого. О заветных желаниях она спрашивает у жевунов, уже избавившихся от Гингемы, и у вдруг ожившего пугала, которое находится там, где и положено быть пугалу (то есть снимать чужое имущество с шеста, только увидев его там, для нее не значит кого-то спасти).

Флита20: А уж обвинение Элли в якобы эгоистическом использовании/неиспользовании Золотой Шапки вообще нелепо. Она бережет свой последний оставшийся вызов Летучих Обезьян в общих интересах ("черт-те знает, что еще ожидать от этих волшебников и волшебниц Волшебной Страны, всякого я тут навидалась" ), как рачительная заботливая хозяйка. И, по-моему, нигде напрямую (после догадки Тотошки о возможности передачи Шапки) не обещает ее передать Страшиле. Она только говорит об этом обещании Стелле, явно с намеком, чтобы волшебница, забрав сей артефакт, учла интересы ее друзей (и получает ответ, что не только ее друзья, но и сами Летучие Обезьяны останутся довольны ).

Флита20: А еще я считаю настоящей находкой Волкова дать Элли заботливую любящую и любимую семью и, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, "(отчий) край (детства) родной на век любимый" (не Великую Родину/Америку/Россию ). Это действительно выгодно (с точки зрения советского читателя, прежде всего) отличало любовь к семье и малой родине Элли от непонятного советскому читателю англо-саксонского, во многом религиозного, чувства не любви, но долга, по отношению к родне и малой родине Дороти. Над последним и сам Баум (частично) иронизирует: " - Канзасу очень повезло, что его населяют люди с мозгами. Будь он населен людьми с головами из соломы, он давно бы обезлюдел, ибо они давно покинули бы его ради других более прекрасных стран", - говорит Страшила/Пугало/Болваша/как там еще).

просточитатель: Флита20 пишет: Канзасу очень повезло, что его населяют люди с мозгами. Будь он населен людьми с головами из соломы, он давно бы обезлюдел, ибо они давно покинули бы его ради других более прекрасных стран" Странно при чем тут мозги.. за ностальгию отвечает сердце

Флита20: просточитатель , В данном конкретном случае, Пугало (Страшила) у Баума рассуждает не о ностальгии, а о разумности поведения Канзасцев, не доступной ему самому, "безмозглому".

просточитатель: Флита20 пишет: В данном конкретном случае, Пугало (Страшила) у Баума рассуждает не о ностальгии, а о разумности поведения Канзасцев, не доступной ему самому, "безмозглому". Понял)) Сатира такая)))

Флита20: просточитатель , Да, это, пожалуй, единственное рассуждение Страшилы, про которое я жалею, что Волков не "позаимствовал" его у Баума в свой ВИГ.

просточитатель: Флита20 пишет: Да, это, пожалуй, единственное рассуждение Страшилы, про которое я жалею, что Волков не "позаимствовал" его у Баума в свой ВИГ. он не мог.. У Баума слова Страшилы насмешка. Ведь ничего хорошего в анзасе нет. дороти навсегда покинет канзас.Она без мозгов?)))Нет. Элли же. Канзас реально любит.И насмешка тут уже неуместна

Флита20: Да нет же! Там где Элли говорит про любовь всех, кто "с мозгами" к своей родине, Страшила пространно рассуждает о том, где его родина (в поле, где выросла солома, у портного или ещё где...), и здесь эти слова звучали бы вполне искренне и бесхитростно с его стороны. А как сарказм (причём авторский) они бы считывались взрослыми читателями. Я скорее склонна тут думать, что Волков советской цензуры заопасался...



полная версия страницы