Форум » Библиотечно-Справочный раздел » Сравнительная статья. Элли против Дороти » Ответить

Сравнительная статья. Элли против Дороти

Старая Мышь: Нашла в интернете статейку вот на этом ресурсе: https://gorky.media/context/elli-protiv-doroti/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com Может кому интересно будет?

Ответов - 7

Donald: Любопытная статья, хотя с большей частью постулатов автора я в корне не согласен. Но разбор явно делал внимательный к мелочам текста человек.

Чарли Блек: Donald пишет: Любопытная статья, хотя с большей частью постулатов автора я в корне не согласен. Но разбор явно делал внимательный к мелочам текста человек. ППКС ) Статья оч интересная, но явно тенденциозная ) Этак, прочитав её, можно решить, что Элли вообще стремилась в Канзас главным образом ради ярмарки. Ну а родители побоку, тем паче что проигрывают даже Пестрянке в списке Эллиных приоритетов )) Чем однако ещё примечательна статья: она показывает, в какую сторону дрейфует общественная мораль в современной России. Когда Элли стыдила, скажем, Льва за трусливое нападение на Тотошку, это действительно было нарушением личных границ Льва, вторжением в его privacy. Для советской морали это более свойственно, для американской менее. Но именно такая отмена границ сближает персонажей, сокращает дистанцию, даёт им возможность стать настоящими друзьями. Т.е. с советской точки зрения - это хорошо, это правильный способ общения. А с американской и с современной российской - это газлайтинг, манипулирование, игра на чувствах. Т.е. плохой способ, нечестный, эгоистический, травмирующий чужую личность. Иными словами, по Бауму - каждый сам по себе. Трус Лев или не трус - его личное дело, и никто не вправе его стыдить, упрекать и вообще ставить под вопрос особенности его характера. Можно требовать только соблюдения дистанции - мол, держись подальше от Тотошки, - но нельзя нарушать дистанцию в ответ, пытаясь перевоспитать обидчика. Притом автор статьи старательно обходит молчанием те моменты в тексте Баума, которые свидетельствуют, что между Дороти и её спутниками нет особой привязанности. А такие моменты есть. Например, первый спор Дровосека и Страшилы про сердце-мозги: Дороти, слушая спорщиков, думает - "главное мне попасть в Канзас, и тогда уже будет без разницы, что у Дровосека нет мозгов, а у Страшилы сердца, или что они оба получат желаемое". Или момент, когда Страшила застрял на шесте посреди реки. У Баума (в отличие от Волкова) никому даже в голову не приходит, что надо вернуться за Страшилой и спасти его. Вместо этого Дороти, Дровосек и Лев ищут жёлтую дорогу, чтобы продолжить путь в ИГ без Страшилы. И только случайно пройдя мимо того места, где завис Страшила, они решают всё же как-то помочь ему.

Donald: Чарли Блек Я бы не сказал, что статья свидетельство изменения морали в целом по России. В сети гораздо больше свидетельств тех, кто обожает Волкова и отрицательно отнесся к Бауму, просто они не написали красивых и подробных сравнительных статей. Автор да, раделяет современную западную мораль и выбирает соответствующие фрагменты текста.


Капрал Бефар: Мда, уж насколько я антисоветчик и русофоб, но тенденциозность цитирования и подгонка под заранее заданные "выводы" заставила конкретно пофейспалмить. Скажу по самой, казалось бы, серьёзной претензии к Волкову (в ВИГ-59), о которой с досадой писали и М.Петровский, и другие - о предсказании Виллины, задавшем-де эгоистическую мотивацию поступкам Элли. Так ведь в том-то и цимес (почти уверен, что и по замыслу автора), что предсказание вместе с мотивацией не срабатывает, Гудвин улетает без Элли, а срабатывает "ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, – дружбе" (здесь, кстати, ещё и снятие спора "что лучше - мозги или сердце"). И это прямо подсвечивается в известном диалоге:– А почему я должен буду вернуть тебя домой? – Потому что так написано в волшебной книге Виллины… – А, это добрая волшебница Желтой страны, слыхал о ней, – молвил голос. – Ее предсказания не всегда исполняются. – И еще потому, – продолжала Элли, – что сильные должны помогать слабым. И автором достаточно последовательно проводится тезис, что вот это второе - намного важнее. Может быть, не слишком разжёвано, но для этого надо было многое переписывать с нуля, а не просто косметически дорабатывать свой вольный пересказ Баума двадцатилетней давности. И это была бы совсем другая книга - и далеко не факт, что лучше. По мне куда более спорна другая волковская придумка, причём изначальная: то, как легко Элли, увидев надпись Людоеда, готова "попасть отсюда прямо в Канзас, к маме и папе", даже не подумав попрощаться со спутниками, и пофиг, что они подумают о её исчезновении, станут ли волноваться... Вроде бы это должно намекать, что между ними ещё не установилась привязанность, но выглядит всё-таки жёстче, чем баумовское "тогда уже будет без разницы, что у Дровосека нет мозгов, а у Страшилы сердца, или что они оба получат желаемое" (стыдливо опущенное в переводе, например, Романенкова-Белова). (Кстати, не без оснований осуждаемый многими порыв сухиновской Элли - бросив всё, не предупредив Аларма, отправиться в Лес Призраков разыскивать родителей - наверняка отсюда корнями и неспроста же подсвечивается встречей с Людушкой)

Sabretooth: Я до сих пор не знаю простой вещи, подскажите, пожалуйста, кто знает - сколько лет Дороти во время действия "Волшебника"? у меня книга смешивается с фильмом 39 года и Дороти для меня уже взрослая девушка. А Элли всего 9 лет, и уже поэтому сравнивать их поступки в полной мере нельзя. Книга Баума - девушка в сказочной мирной стране, книга Волкова - девочка в первобытном средневековом Затерянном мире, где нет места фарфоровым куклам, он ближе к миру сказок Шарля Перро и братьев Гримм. Если бы баумовская Дороти попала в волковскую ВС, как бы она действовала? Тут уже только фантазировать осталось

Лерелахит: Интересно. Хотя мне всегда казалось, что волшебник Оз и волшебник ИГ, это книги, написанные в разных жанрах. Волков, хотя часто пытается читать мораль, пишет скорее приключение, чем сказку. Оттого и персонажи смотрятся реальней и получают имена, и опасности на каждом шагу. Кое с каким эпизодом в статье я не согласна. То, что Элли не использует шапку при наводнении объясняется осторожностью - она и перед горой Прыгунов не хотела её использовать. Говорят, что Страшиле и Дровосеку грозит опасность, но ведь и Элли впоследствии чуть не утонула. А Страшилу и Дровосека можно нарисовать заново и смазать соответственно, что и произошло. Странно, что автор упомянул целеустремлённость Элли, но не записал её в плюсы.

Капрал Бефар: Мне дико понравилась пиеса Стеллы-Виллины и Othilia "Если с другом вышел в путь" с ФБ-2015 (прямая ссылка на pdf: https://emeraldcity.clan.su/fb15/maxi/ig-s-drugom-v-put.pdf ), где Дороти и Элли проходят свой путь вместе. Сопоставление характеров раскрыто вканонно и убедительно. Жаль, что авторов, видимо, поджимал дедлайн, и со второй половины пришлось комкать и сливать сюжет. Бастинда, сходу обписанная двумя Тотошками - это, конечно, смищно, но интересней было бы увидеть девочек у Бастинды - дрожащую как овечий хвостик Дороти и Элли, агитирующую Фрегозу на акцию гражданского неповиновения. Или Дороти, идущая с Дровосеком через Лес Воющих деревьев и Фарфоровую страну, и параллельно борющиеся с наводнением Элли, Страшила и Лев - можно придумать интересные ходы о том, почему они разделились и как встретились. А главное, чтобы все персонажи общались с Дороти в баумовских характерах, а с Элли в волковских (последовательно выдержано только для Виллины / Доброй ведьмы Севера). Sabretooth пишет: у меня книга смешивается с фильмом 39 года и Дороти для меня уже взрослая девушка. Да нет, у Баума она явно намного моложе, и Лев не антропоморфный. После переселения в страну Оз на ПМЖ несколько лет спустя ей "вечные одиннадцать" (хотя... Баум... непротиворечивые данные о возрасте... шутите?)



полная версия страницы